Событие, что и говорить, из ряда вон выходящее. Довольно долго мы с коллегами по спортивному отделу пытались вспомнить похожие прецеденты в современном футболе, не пользуясь при этом помощью Интернета, но ни одного случая так и не припомнили. А вот матчей, которые стоило бы переиграть, набралось предостаточно.
В первую очередь всплыл в памяти злосчастный матч Россия — Болгария, сыгранный в сентябре 1997 года. В том отборочном цикле к ЧМ-98 сборной России для попадания в финальную стадию как раз и не хватило тех очков, что украл арбитр Вацлав Крондл. Чешский рефери, проводивший, к слову, последний в своей карьере матч на международной арене, не назначил в ворота сборной Болгарии по крайней мере 4 стопроцентных пенальти, игнорируя нарушения против россиян в штрафной соперника. Доказать предвзятость чешского авантюриста не удалось (да никто особо и не пытался), но результатом той очковой потери стало отсутствие российской национальной команды на мировом первенстве. Болгария отправилась во Францию с первого места отборочной группы, а мы — в стыки с итальянцами (1:1 — дома, 0:1 — на выезде).
Пожалуй, самым известным в футбольной истории спорным моментом остается гол, забитый в финале ЧМ-1966 Англия — ФРГ. При счете 2:2 после удара англичанина Джеффри Херста мяч попал в перекладину, от которой отскочил в линию ворот. Советский арбитр Тофик Бахрамов, к удивлению немцев, указал на центр поля. В итоге в концовке финала, когда сборная Германии была вынуждена всеми силами идти вперед, англичане забили и 4-й мяч, оформив тем самым свою первую и пока последнюю победу на мировых первенствах. Но, не засчитай Бахрамов тот мяч, возможно, пентакампеонами сегодня именовали бы не только бразильцев. Кстати, много лет спустя оксфордские ученые провели официальное исследование, результаты которого утверждают, что мяч никак не мог полностью пересечь линию ворот.
Были в футбольной истории и «рука бога» от Марадоны, и множество других похожих историй. Наверняка любой любитель футбола без труда вспомнит десятки матчей, в которых его команду откровенно «убили» судьи, но самым резонансным из относительно недавних подобных событий стал стыковой матч отбора к ЧМ-2010 Франция — Ирландия. Французы на выезде были сильнее (1:0), но в ответной встрече прекрасно смотрелись уже ирландцы. 0:1 в первые 90 минут, 1:1 по сумме двух матчей, дополнительное время... И тут в игру не вступил, а влез арбитр, не увидевший, как Анри рукой достал уходящий за пределы поля мяч и переадресовал его Вильяму Галласу. Последнему оставалось лишь не промахнуться из убойной позиции. Достоверно неизвестно, сколько литров виски после финального свистка было выпито в Ирландии под тосты-проклятия в адрес Анри, Галласа и судьи, но на мировое первенство поехала сборная Франции, а не Ирландии.
■ ■ ■
Так станет ли переигровка матча ЮАР — Сенегал тем прецедентом, после которого повторные встречи станут нормой, а самая популярная игра в мире изменится до неузнаваемости? Не стоит особо беспокоиться на этот счет. В первую очередь из-за сложности бюрократического процесса. На то, чтобы признать действия арбитра предвзятыми, у ФИФА ушло 4 месяца, а сама переигровка случится аж год спустя после финального свистка горемыки Лэмпти. Произойди нечто подобное, скажем, в Азиатской конфедерации футбола, пить боржоми было бы уже поздно — отборочный цикл к ЧМ-2018 там практически завершен. Что уж говорить о клубном уровне, где за календарный год происходит столько событий, что переигровка год спустя — с турнирной точки зрения занятие абсолютно бессмысленное.