В ходе заседания совета учредителей был заслушан доклад комиссии по соответствию выполнения «дорожной карты» для восстановления РУСАДА. В комментариях после заседания Глава Всемирного антидопингового агентства Крейг Риди выразил надежду, что российское антидопинговое агентство сможет приступить к тестированию уже в начале июня, а в ноябре может быть окончательно восстановлено в правах. Работа московской лаборатории была приостановлена в конце 2015 года после обвинений в многочисленных нарушениях и признания РУСАДА не соответствующей кодексу ВАДА.
Так, видимо, и произойдет - разве предположения и озвученные надежды Риди когда-нибудь за последнее время не сбывались?
Вообще чувствуется какая-то новая риторика оценок, которая вселяет осторожный оптимизм. Нервничать еще придется, и много, но хорошие знаки тоже не увидеть нельзя. Конечно, России напомнили о том, что РУСАДА должно полностью выполнить четыре оставшихся пункта для полного восстановления членства в организации. Но при этом похвалу за «прогресс в решении вопроса восстановления РУСАДА» заслужили и президент Путин и мэтр спортивной дипломатии Виталий Смирнов. «Мы должны быть довольны работой комиссии, которую создал Путин и возглавил Смирнов». (Независимая общественная антидопинговая комиссия под председательством Виталия Смирнова была создана в июле 2016 года по предложению президента после обнародования доклада независимой комиссии ВАДА под руководством Ричарда Макларена.)
Для полного восстановления РУСАДА Россия теперь должна предоставить ВАДА доступ к данным биологических паспортов спортсменов и «закрытым» городам, а также ввести правила, исключающие конфликт интересов. Жертвой «конфликта интересов» как раз и стала Елена Исинбаева. Ее ВАДА уже давно требовало заменить на посту главы наблюдательного совета РУСАДА, вернее, просто не избирать на эту должность.
И ничего личного тут нет – дело не том, что Исинбаева что-то «не то» сказала, как-то неправильно, с точки зрения ВАДА, прокомментировала ситуацию с недопуском наших спортсменов или не читала доклад Макларена в оригинале. Для восстановления РУСАДА в правах Исинбаева была избрана главой наблюдательного совета 9 марта, но ВАДА сразу же заявило, что это не согласуется с дорожной картой, которая была утверждена организацией. Причина проста: Исинбаева - еще и член исполкома Олимпийского комитета России, а значит, конфликт интересов налицо. Чемпионка не может считаться независимой фигурой, и представители ВАДА призвали РУСАДА обеспечить наблюдательному совету независимого председателя. Кого бы ни предложил ОКР, ПКР или Минспорта, кандидатура не может соответствовать требованиям ВАДА.
«Мы хотим изменить устав РУСАДА, чтобы гарантировать эту независимость. Дело именно в независимом статусе, а не в конкретном человеке. Как только все наши критерии будут выполнены, мы вернем РУСАДА право проводить тестирование под контролем независимых экспертов и UKAD».
И честно говоря, тут не к чему прицепиться, даже если очень хочется. Возникает лишь один вопрос - почему надо было дожидаться до конкретного «тыканья носом» в конкретное требование и указаний жестких сроков: выборы нового руководителя наблюдательного совета РУСАДА должны состояться до 31 мая. Не было такого пункта в «дорожной карте»? Но о несоответствии Исинбаевой занимаемой должности ВАДА заявило сразу. И почему нельзя было сразу задать простой вопрос: а в чем проблема-то? В конце концов, можно было бы и репутацию самой звезды пощадить. «Тщательнее» тут надо как-то действовать, бережнее.
Кстати, Крейг Риди отметил даже, что вопрос об отстранении Елены Исинбаевой был согласован с российской стороной. Типа – «им объяснили, они поняли». Сегодня Елена не имеет права быть председателем и вице-председателем, но может остаться членом наблюдательного совета.
Еще одним важным моментом Монреаля стало утверждение советом учредителей нового плана, который может позволить ВАДА применять санкции не только к спортсменам, но и к национальным олимпийским комитетам и международным федерациям за нарушения антидопинговых правил. Правда, глава Всемирного антидопингового агентства подчеркнул, что организация не успеет получить это право до зимних Олимпийских игр 2018 года в Пхенчхане. И этот план - то, о чем надо теперь постоянно помнить. Не «завтра об этом подумать», а каждый день.
Международное антидопинговое агентство поддержало и идею создания независимой организации по допинг-тестированию. И как раз она может начать работу еще до начала Пхенчхана-2018. Финансировать новую организацию будет Международный олимпийский комитет.