Основной старт для легкой атлетики в этом году состоится в Лондоне на чемпионате мира. Но то будет уже пик сезона, который является первым после Олимпийских игр и уже разогревает спортсменов для новых рекордов. Правда, на фоне того, как в мире легкой атлетики идет бурная и нервная дискуссия об обнулении всех прежде существующих рекордов. А мы же пока радуемся тому, что есть и чего давно не было: наши спортсмены начинают появляться на международных турнирах. Не массово и под нейтральным флагом. Первыми это сделают Сергей Шубенков и Кристина Сивкова, которые уже в субботу побегут в Шанхае на этапе «Бриллиантовой лиги».
Еще 13 ноября 2015 года совет IAAF принял решение на неопределенный срок отстранить Россию от своих соревнований. Россиянами были пропущены Олимпийские игры, значимые старты. Сегодня, спустя полтора года после того оглашения наказания, разрешение на право выступать даже в качестве нейтральных атлетов получили всего 11 российских спортсменов. И то, что «да» получено, совсем не значит, что эти 11 теперь дружно бегут и прыгают на всех стартах, которые выбирают. Выбираем пока не мы — выбирают нас. Или отказываются от нас — например, совет директоров этапа «Бриллиантовой лиги» в Лондоне не будет приглашать в 2017 году на соревнования российских легкоатлетов. Так решили в городе проведения чемпионата мира, который состоится с 4 по 13 августа.
Правда, выборы организаторов все же не касаются официальных стартов, например, того же чемпионата мира. Тут вступает в силу выполнение норматива. Российские старты его зафиксируют или международные — неважно. Результат может быть показан после 1 октября 2016 года и до 23 июля 2017 года. Пока нормативы есть у Марии Ласицкене (Кучиной), Анжелики Сидоровой, Ольги Муллиной, Ильи Мудрова и Дарьи Клишиной, единственной из российских спортсменов (кроме Юлии Степановой) не прекращавшей выступления на международной арене.
Первыми «возвращенцами» на международных стартах станут Сергей Шубенков и Кристина Сивкова. 13 мая, Шанхай, этап «Бриллиантовой лиги». Чтобы, например, отобраться в Лондон Сергею Шубенкову, действующему чемпиону мира в барьерном беге, нужно пробежать 110 м за 13,48. А Кристина Сивкова побежит за нормативом 11,26 на стометровке, и если сравнивать эти цифры с ее же результатами прошлого года, то личный рекорд спортсменки должен позволить это сделать.
Что же касается страстей, которые сотрясают спортивный мир по поводу отмены рекордов прошлого и написания истории легкой атлетики с чистого листа, то пока они остаются лишь страстями. Например, глава федерации легкой атлетики Великобритании Уорнер считает, что аннулирование мировых рекордов может остаться лишь в разговорах — решение может и не найтись, и все останется как есть. Хотя и подчеркивает, что Себастьян Коэ, президент IAAF, знает о существующей нынче проблеме: спортсмены пытаются уже десятками лет побить некоторые рекорды, но не могут это сделать. И умело конкретизирует без конкретики: все мы знаем, о каких рекордах идет речь.
А вот олимпийская чемпионка в прыжках в высоту Стефка Костадинова, которой принадлежит мировой рекорд в прыжках в высоту (2,09 м), установленный в 1987 году, говорит конкретно и заявляет, что предложение об отмене рекордов носит просто издевательский характер. И задает вопрос, который на разных уровнях звучал за последние годы многократно, хотя и не по поводу отмены рекордов: за доказанные нарушения правил должны быть санкции и отмены рекордов, но почему должны страдать другие?
Через месяц в Москве состоится очередная встреча ВФЛА с рабочей группой IAAF. А на днях Всероссийская федерация легкой атлетики России отправила очередной запрос в IAAF: а когда же будет решена судьба еще 90 спортсменов, ожидающих от главной организации разрешения или запрещения своей трудовой деятельности на международном уровне? Запросы есть — ответов нет.