— Мы просто обязаны проходить соперниц, — оценивает ситуацию Тарпищев. — Я не припомню, чтобы за нас играли сразу три победителя недавних турниров WTA. Елена Веснина, Анастасия Павлюченкова и Дарья Касаткина. Российская команда сильнее поименно, но надо смотреть на состояние девушек и адаптацию. Это первый весенний турнир на грунте, и важно, кто к покрытию быстрее адаптируется.
— Вечный вопрос: почему серия Кубка Дэвиса у мужчин идет три дня, а Кубка Федерации — два?
Тарпищев: — Женщины никогда не повторят то, что делают мужчины. (Смеется.) Если серьезно, то женщины играют матчи до трех максимальных сетов, а ребята — до пяти. Это совершенно несопоставимые нагрузки — и восстановиться за сутки трудно. Известно, что после тяжелых матчевых встреч за сборную игрок выпадает из строя на два последующих турнира, где он играет сам за себя. Да, хотел бы напомнить, что теннис не лимитирован по времени — и от этого происходит невольный конфликт с телевидением, без которого спорт существовать не может. Но все понимают: если сократить формат — теннис из шахмат в движении превратится в шашки. Не хуже, не лучше, а нечто иное. Но проблема существует, и благодаря недавнему избранию на пост главы Tennis Europe Владимира Дмитриева Россия сможет повлиять на ход событий. Владимир Александрович — это человек, фанатично преданный теннису и очень знающий. Напомню, выборы президента проходили в три тура, и в решающем наш кандидат забрал 5–6 нейтральных голосов, которые решили исход.
Дмитриев: — Мы предложили амбициозную программу, но она отвечает давно назревшим вызовам, с которыми сталкиваются европейский и международный теннис. Хотелось бы особо выделить развитие игры для молодежи, в тех странах, где еще недостаточна инфраструктура и нет серьезной поддержки спонсоров.
Тарпищев: — Теннис нужно сделать более зрелищным, при этом нужно уделить внимание борьбе с травматизмом, подумать над рецептами долголетия игроков. Как член МОК я бы упомянул о резолюции о праве спортсмена на медикаментозную защиту организма. Например, мельдоний, за который уже отбыла наказание Мария Шарапова, скорее попадает под понятие защитника, чем стимулятора. При больших нагрузках он блокирует лактат (молочную кислоту), которая влияет на сердечную мышцу. Так можно обезопасить себя, скажем, от внезапных инфарктов. Но препарат официально запрещен ВАДА — и, чтобы начать бороться за его оправдание, нужно для начала собрать всю информацию о его действии, времени выведения… Пока разные мировые лаборатории представляют разные сведения.
— Но почему, скажем, Серена Уильямс доказывает бумагами, что нуждается в медикаментозной поддержке, а наши игроки сделать этого не могут? Или принимают — и ловятся…
Тарпищев: — Спорный вопрос. С одной стороны, если ты больной человек, ну нечего тебе принимать участие в Олимпийских играх. С другой — нужно давать шанс спортсмену на участие. Где эта самая грань проходит? В нашей же стране медикаментозная система в спорте нарушена, утрачены разработки. Образно говоря, пятый этаж вашей клиники оборудован лучше, чем в Швейцарии. Но вот беда: первых четырех этажей нет. Сейчас уже доказано: психология в спорте дает процентов 20 успеха, пренебрегать ими нельзя. А много ли у нас спортивных психологов?..
Дмитриев: — Не буду называть имен, но один уважаемый спортсмен был вынужден прибегнуть к помощи зарубежного психолога. После продолжительного курса результат вернулся. Когда спросили: «А почему вы обратились не к нашему?» — тот ответил: «Чтобы после второй или третьей консультации о моих проблемах знала вся Россия?»
Тарпищев: — Если говорить о силе нашего тенниса, то мы, к большому счастью, сохранили научно-методическое обеспечение со времен СССР. У нас нет ни одного одинакового игрока. У всех — свой индивидуальный стиль. А отличить, скажем, немца от испанца можно с завязанными глазами, по стуку мяча! У нас индивидуализация закладывается сразу — если ребенок не идет к тренеру, меняют тренера, а не ребенка.
— Многие сетуют на то, что Россия отправляет своих юных талантов за рубеж.
Тарпищев: — Мы в свое время играли в США полуфинал Кубка Федерации. В городе Портленд — 1 корт на 10 жителей города. А у нас?.. Вид спорта становится сезонным, так как крытых площадок — еще меньше. И то, что мы размещаем наших юных теннисистов в разные академии по миру, — это выход из ситуации. Если этого не делать, следующего поколения мы просто не увидим.
Дмитриев: — Например, американским вузам не принципиально, какое гражданство у их студента-спортсмена. Они вкладывают в него спонсорские средства и гордятся им.
Тарпищев: — Мы приняли программу развития молодежного и юношеского тенниса до 2030 года. У нас происходит смена поколений, но молодежь по-настоящему золотая. За 15 лет в юниорском теннисе Россия 12 раз становилась сильнейшей в Европе. Успехи касаются не только девушек, но и парней. Нужно отметить Карена Хачанова, Даниила Медведева, Андрея Рублева. Я думаю, мужская сборная закрепится в Мировой группе Кубка Дэвиса.
—Вы говорили «МК», что у Весниной дела на корте пошли в гору после замужества…
Тарпищев: — У всех спортсменов-женщин так. Эмоциональная составляющая как раз относится к спортивной психологии. Надо теперь работать с мужьями наших теннисисток… И это не совсем уж шутка. Если анализировать игру Лены, то я ее все равно больше воспринимаю как парного теннисиста — она играет очень низко над сеткой. И в матчах Кубка Федерации ее нужно ставить под соперниц конкретного стиля. Я не буду раскрывать всех подробностей, но приведу несколько примеров. В матчах Звонаревой и Стосур счет 0:14 в пользу австралийки. Кафельников 8 раз обыграл Санторо, а Сафин по большей части ему уступал. Это при том, что счет очных поединков двоих россиян примерно равный. Неудобный соперник — это реальное явление, а не выдумка. Я могу довольно часто угадывать будущего победителя, но только после того, как прошла жеребьевка, опубликована сетка. Так в свое время я напророчил первую победу на турнирах серии Большого шлема швейцарцу Роджеру Федереру…