По сообщению газеты The Guardian, Бомонт намерен стартовать 2 июля из Парижа. Этот «вело-дальнобойщик» планирует проехать через Германию, Польшу, Литву. Далее ему предстоит длинный участок пути по России, затем испытание дорогами Монголии и Китая. Из Азии Марк на самолете должен перебраться в Австралию и пересечь этот материк. Еще один не столь протяженный перегон – по Новой Зеландии, а оттуда по «воздушному мосту» в США. После пересечения Американского континента энтузиаст возвратится на авиалайнере в Европу. Завершающий этап его путешествия – от португальского Лиссабона до Парижа. Общая протяженность маршрута составит около 30 тысяч километров.
В графике своей «эксклюзивной» поездки Бомонт запланировал 75 дней, проведенных в седле велосипеда. Три дня займут авиационные перелеты, а еще пару суток Марк оставил про запас, на случай всяких непредвиденных ЧП и задержек в пути.
Таким образом, велосипедисту ежедневно придется проезжать более 380 километров. Это весьма и весьма серьезное расстояние даже для гонщика-профессионала. Вдобавок часть пути Марку придется преодолевать по дорогам отнюдь не идеального качества. И все-таки британский вело-любитель надеется реализовать свои планы. На выполнение ежедневного «урока» он предполагает тратить по 12-16 часов. Кроме того у Бомонта уже имеется опыт подобной «кругосветки». В 2008 году он объехал вокруг света на велосипеде, правда – за 195 дней. Теперь придется ускориться в 2,5 раза.
Прокомментировать предстоящий велосипедный подвиг британца мы попросили Заслуженного путешественника России Георгия Гончарова, внесенного в Книгу рекордов Гиннесса «за наибольшую протяженность многодневных велосипедных путешествий, проведенных во время ежегодных отпусков».
– Георгий Федорович, можно ли назвать маршрут, который наметил пройти Марк Бомонт, «кругосветкой»?
– О том, что следует понимать под кругосветным вело-путешествием, уже много лет идут споры в среде велосипедистов. Понятно, что по суше замкнуть кольцо вокруг Земли невозможно, все равно несколько раз придется «перепрыгивать» через океаны. Но тогда как быть?
Некоторые из моих коллег считают, что кругосветным можно считать кольцеобразный маршрут, проходящий по Западному и Восточному полушариям, имеющий общую протяженность 40 тысяч километров. – То есть столько, сколько составляет длина земного экватора. Другие уточняют, что этот маршрут должен быть проложен по всем материкам, за исключением Антарктиды. Еще одна версия: кругосветное путешествие должно проходить по суше с максимально возможным (исходя из реальных дорожных, пограничных условий) приближением к экватору. Как видите, люди очень по-разному пытаются квалифицировать понятие «велосипедной кругосветки».
Между тем, хотя единого стандарта нет и никогда не существовало, путешествий, совершенных под этой «вывеской» было уже очень много. Самые ранние из них предприняты более ста лет тому назад, уже вскоре после появления двухколесных велосипедов с цепным приводом на заднее колесо. Из наших соотечественников первым отправился «крутить педали» вокруг света Онисим Панкратов. Стартовав 10 (23) июля 1910 года из китайского Харбина, где тогда жил, Панкратов добрался «в седле» до Петербурга. Далее по нескольким странам Европы до Англии, оттуда морем в Нью-Йорк. Онисим пересек «своим ходом» Америку и оказался в Сан-Франциско. Далее перебрался на пароходе в Японию, проехав по ней, переправился в Корею и оттуда завершил кольцо, вернувшись 28 июля (10 августа) 1913 года в Харбин. В общей сложности за время этого длившегося два года путешествия Панкратов «намотал на колеса» около 50 тысяч километров, сменив 53 покрышки, 4 седла, 11 цепей, 750 спиц...
После такого комментария Георгия Гончарова хочется упомянуть еще о некоторых специфических подходах к решению «кругосветной проблемы».
Весьма своеобразную трактовку вело-путешествия «вокруг земли» предложил наш современник, петербургский «энтузиаст двух колес» художник Владислав Кетов. По его мнению, маршрут такого путешествия должен пролегать по периметру всех обитаемых материков! Автор подобной формулы решил не ограничиваться «теоретическими выкладками», а реализовать ее на практике. В далеком уже 1991 году Вячеслав выехал на велосипеде из Северной столицы и отправился «накручивать кольца» по земной суше. В пути он пробыл (с небольшими перерывами на «отпуск») чуть больше 21 года. За это время «оконтурил» Европу, Африку, Азию, Северную и Южную Америку. В общей сложности Кетов проехал около 167 тысяч километров по дорогам (а порой и без дорог!) 96 стран.
Это, конечно, «кругосветка» уникальная. Повторить подобное вряд ли кто-то отважится. А вот пример действительно безукоризненно проложенного вело- маршрута вокруг Земли. Во время одного из массовых посещений туристами Северного Полюса (туда в наше время устраивают экскурсии на самолетах и вертолетах) организаторы прихватили с собой маунтин-байк. На нем желающие могли прокатиться вокруг воткнутой в лед на самой «макушке Земли» символической земной оси и пересечь при этом все меридианы. – Это настоящее кругосветное путешествие, не подкопаешься! Вот только протяженность его – лишь несколько сотен метров.