Международный союз биатлонистов получил от Всемирного антидопингового агентства список с именами 31 российского спортсмена из доклада Ричарда Макларена. Заседание исполкома IBU, на котором будут заслушаны рекомендации рабочей группы по поводу подозреваемых россиян, намечено на 22 декабря. Никто пока не знает имен, но цифра испугала всех. Есть в списке действующие спортсмены, есть уже дисквалифицированные и закончившие карьеру, есть – и из дальних эшелонов, которые к сборной отношения не имели и не имеют.
Биатлонный мир не разделился на «за» и «против». Слово «бойкот», как и несколько дней назад в бобслее, звучит уже и здесь. Но – если так можно сказать, без фанатизма, скорее, как вариант вынужденной меры, если будет доказана вина россиян. И с сожалением о том, что вообще звучит эта тема.
Скажу сразу – нельзя чьи-то слова вырывать из контекста разговора. Иначе получится так, как и получается: на один диктофон нас кто-то ругает, а перед другой камерой он же говорит, что не верит в обвинения. Слишком тема объемна, а фактами никто пока не обладает. Но – как ни крути, а в биатлонном мире, как и в бобслейном, лыжном, коньках, поселилось не просто подозрение.
– Это сложная тема, – цитирует NRK Мартена Фуркада. – Во-первых, нужно представить все факты по этому делу, а во-вторых, мы должны увидеть какое-то движение. IBU должен решить эту проблему, быть жестким с теми, кто обманывает. Это не один и не два человека, это сразу 31! Надеюсь, будет возможность дисквалифицировать их, раз биатлонисты не принимают никаких мер. Если же никаких последствий не последует, я призывают всех своих товарищей по команде и конкурентов не участвовать в соревнованиях. Главное, чтобы IBU действовал прямо сейчас и принял решительные меры.
А вот цитата Эмиля Хагле Свендсена: «Шипулин - нормальный парень. Надеюсь, он ничего не нарушал. 31 спортсмен - это ужасно много. И означает, что ситуация хуже, чем мы предполагали. Если у IBU есть доказательства, он должен реагировать. И он серьезно отнесся к этим фактам. Россия хорошая биатлонная страна, где много замечательных спортсменов, способных успешно выступать и без допинга. Давайте подождем вердикта IBU». Из другого интервью: «Мы не можем иметь дело с мошенниками. IBU должен служить примером и не допускать их до соревнований. Мне очень жаль, но я бы поддержал бойкот».
Восьмикратный олимпийский чемпион Оле Эйнар Бьорндален выступил все же больше в защиту россиян. «Я считаю, что все соперники чисты в плане допинга до тех пор, пока они не отстранены. Пока спортсмены выходят на старт, они чисты. По крайней мере, я на это надеюсь. Также я считаю, что даже если десять процентов из того, что есть в докладе, правда, то это катастрофа. Но для начала мне нужны доказательства».
Бьорндален даже, наверное, не представляет, как эти доказательства нужны нам. Манипуляции с пробами - не положительные пробы, но кто же в этом будет разбираться после первых слов обвинения? Всем на голову свалилась куча документов, которые не так просто проанализировать неспециалистам.
У доклада Макларена есть «дочки» - дополнительные материалы о Сочи. Там, естественно, нет тридцатки биатлонистов-нарушителей. В Сочи выступили 12 спортсменов. Завоевали одно "золото" (мужская эстафета в составе Алексея Волкова, Евгения Устюгова, Дмитрия Малышко и Антона Шипулина), два "серебра" (Ольга Вилухина в спринте и женская эстафета: Яна Романова, Ольга Зайцева, Екатерина Шумилова и Ольга Вилухина), одну "бронзу" (Евгений Гараничев в индивидуальной гонке). Составители доклада заменили фамилии спортсменов кодовыми обозначениями. Четыре закодированных участника, употреблявших стероидные коктейли перед Олимпиадой, судя по всему, относятся к женщинам. Пока – все.
IBU объявил о создании рабочей группы, которая займется изучением списка. А Андерс Бессеберг сказал, что в течение недели его организация планирует дать первые рекомендации по «тем спортсменам, которые могут быть дисквалифицированы». В группу войдут юристы и эксперты по борьбе с допингом. Президент IBU заявил, что не будет называть имен членов данного комитета. «Мы не хотим, чтобы они беспокоились о своей работе. Они не должны столкнуться с давлением со стороны СМИ или других сторон».
…Они стояли втроем на пьедестале, Фуркад, Шипулин и Свендсен, а потом – уже поодиночке – комментировали события. И Антон сказал, что сконцентрирован на выступлениях, а не на докладе или словах президента IBU. А что еще можно сказать? Вышел на старт – работай. И для нас сегодня – счастье, что вышел. Ловим положительные косвенные знаки для нашей спортивной судьбы.
«Мы слышали новости об этом списке, состоящем из 31 российского биатлониста, якобы замешанных в употреблении допинга. Услышал эту новость от друзей. Ничего, кроме улыбки, эти слова у меня не вызвали. Очень жаль, что политику смешивают со спортом. Безо всяких доказательств обвиняют российских спортсменов, которые ни в чем не виноваты. Это чересчур. Болельщики нас поддерживают, так что стараемся не думать о плохом».
Улыбка Антона вселяет надежду. Правда, не знаешь даже, как сформулировать, на что. Хоть на какой-то свет в маклареновском туннеле – наверное, так.