На зеленом газоне Республиканского стадиона в Киеве, в самом центре, сидит на стульчике виолончелист, играет. Это симфония жизни. Жизни Валерия Васильевича Лобановского, в честь которого и назван стадион. А фильм про него называется «Лобановский навсегда», который снял украинский режиссер Антон Азаров.
Фильм атмосферный. Настроенческий. На все времена. Именно потому, что очень точно и тактично показано время. Меняющееся, хрупкое, упругое. И человек во времени, сквозь время. Лобановский.
60-е, Лобановский один из сильнейших нападающих своего «Динамо», выделяющийся не только ростом, но особенно техникой. Фрагменты матчей: Лобановский на левом фланге обводит одного соперника, второго, удар по воротам… Был ли гол, неважно. Главное — красота игры, стиль игры, чувство этого гола у нападающего. И вот вам Киев тех лет, мать городов русских. Весь город едет на футбол, переполненные троллейбусы, люди на подножках трамвая. Человек во времени. Очень теплом времени, душевном.
70-е. У Лобановского конфликт с великолепным тренером Масловым. Вскоре он уходит из футбола вообще. Как игрок. Но появляется как тренер. В 34 года! 70-е — триумф и трагедия. Тотальный футбол. В 75-м киевляне берут Кубок кубков и выигрывают суперкубок у великой «Баварии». Это все Лобановский. В фильме про него говорит Олег Блохин, лучший игрок Европы того года, Йожеф Сабо, Алексей Михайличенко… Но и та самая пресловутая «выездная модель» (дома победа, в гостях ничья), футбол как макет, схема, игроки — роботы. Это тоже Лобановский.
Но он умел возрождаться к жизни, футбольной жизни. В 86-м опять победа, в финале над мадридским «Атлетико». Снова Кубок кубков наш! Феерическая игра на невиданных скоростях, футбол далекого-далекого будущего.
Лобановский-человек? Вся жизнь — только футбол, но ничто человеческое… Только он мог возразить всесильному первому секретарю ЦК компартии Украины Щербицкому, не пойти у него на поводу. Только он мог каленым железом заставить своих игроков выложиться до последнего, но быть для них вторым отцом, без преувеличения. Да, они харкали кровью на тренировках, за глаза даже могли крепко на него выругаться, но кто были бы они без своего Василича?! Все это знали, отдавали должное.
В 88-м под его руководством выиграли еще «серебро» на Евро, а потом начался распад. Киев 90-х уже не тот, что раньше. Футбол 90-х в Киеве — совсем иной. На трибунах пусто, лица злые, что у болельщиков, что у футболистов. Футбол кончился… Лобановский уезжает в Кувейт на заработки.
Но вновь возрождается! Его вызвали в родное «Динамо», буквально вытащили из горячих азиатских песков. Ему уже под 60, но он опять готов начать все сначала. Теперь уже с Андреем Шевченко и Ко. Кадры хроники, относительно недавние. В Кубке чемпионов киевляне обыгрывают «Барселону» в одну калитку: и в гостях, и дома. Лицо Лобановского — красное, со следами сердечной болезни...
Лобановский умер как большой артист на сцене. Матч чемпионата Украины, самый конец. Он еще успевает дать распоряжение о замене, и сердце не выдерживает. «Скорая помощь», в которую Валерий Васильевич взошел еще сам. С трудом, но взошел. Это последние кадры его, живого.
А что теперь? Памятник у входа на стадион. Сам стадион его имени. Да, это была великая эпоха. Эпоха имени Лобановского.