ВАДА критиковали в последнее время много. Это, конечно, не тот случай, чтобы сказать: а с него - все, как с гуся вода. Покрутиться пришлось и агентству. Но, как утверждает глава независимой комиссии ВАДА о допинговых злоупотреблениях в России Ричард Паунд, «ВАДА не сломлено, системе лишь нужно обновление, а не капитальный ремонт».
В Глазго была озвучена дата обнародования второй части доклада и Ричарда Макларена. Произойдет это 9 декабря, после заседания исполкома МОК. Да, на заседании прозвучали слова, что благодаря работе антидопинговой комиссии Виталия Смирнова, созданной перед Олимпиадой в Рио, в России достигнуты серьезные изменения и «появился свет в конце тоннеля». Но свет тот пока не сулит нам окончания проблем и разбирательств. Все может быть или плохо или очень плохо. Летние виды спорта свои потери понесли и пережили, теперь – наступает зимний сезон.
Хочется верить, что начнут его наши спортсмены без потерь. До доклада – пара недель, а от доклада Макларена все ждут доказательств российских нарушений. Кто-то – готов принять и «скушать» любые слова, кто-то – не особенно. Например, президент Международной федерации лыжных видов спорта Джанфранко Каспер, не особенно замеченный ранее в бурных симпатиях к россиянам, выразил сомнения по поводу информации Родченкова о злоупотреблениях «через стену» во время Сочи-2014. «Я хочу увидеть доказательства. Мы не можем пока сказать, правда это или нет. Макларен должен предоставить серьезные доказательства применения россиянами допинга. Сотрудники КГБ такие тупые, что стали сверлить дыру в стене?». Вообще-то – этот самый вопрос мы повторяем уже много месяцев сами.
А вот заместитель генерального директора ВАДА Роберт Келер заявил, что, несмотря на все старания российской стороны, до окончательного разрешения сложной ситуации предстоит пройти еще очень долгий путь. И путь этот, нет сомнений, нам еще постараются и удлинить.
На заседании были озвучены и планы ВАДА расширять сеть информаторов по всему миру. Директор департамента разведки и исследований организации Гюнтер Янгер заявил, что агентство намерено сделать это, чтобы получать больше сведений о нарушении антидопинговых правил во всем мире.
«Важным моментом является конфиденциальность информаторов. Их личности не будут раскрыты без письменного согласия. Это правило вступит в силу в январе 2017 года и потребует от нас значительных усилий: будет создано специальное мобильное приложение и веб-программа, которые должны быть максимально защищены от хакерских атак. Я хочу создать целую сеть информаторов, чтобы получать достоверные сведения постоянно, а не на разовой основе. Важно оказывать материальную помощь информаторам и иметь возможность выписывать им вознаграждения. За ценную информацию мы готовы платить много».
«Дело Степановых» приходит в массы. Остановить этот процесс уже вряд ли получится.
Еще ВАДА намерено ужесточить наказания для стран, чьи антидопинговые агентства были признаны не соответствующими кодексу организации. А конкретно - увеличить штрафы и запретить провинившимся странам принимать международные соревнования, а спортсменам - участвовать в международных соревнованиях. «Раньше у ВАДА не было эффективных инструментов влияния на страны, национальные антидопинговые организации которых не соответствуют кодексу ВАДА. Теперь ситуация изменится».
О том, что Российское антидопинговое агентство было признано не соответствующим кодексу ВАДА еще осенью 2015 года, помним и мы, и те, кто призывает к новым правилам наказания. Вряд ли соблазн быстро и показательно применить новые правила будет отброшен в стороны из-за случайных сомнений.
Международный союз биатлонистов (IBU) уже до 14 января 2017 года должен предоставить объяснение Всемирному антидопинговому агентству, почему это он дал России в сентябре право провести чемпионат мира 2021 года по биатлону. Ведь еще после доклада независимой комиссии ВАДА по применению допинга в России МОК призвал международные федерации зимних видов спорта остановить подготовку к крупным соревнованиям на территории России. А на конгрессе IBU Тюмень получила право на проведение чемпионата мира. Мировой биатлон пошел против призывов. Но пойдет ли вновь?
Пока IBU отбивается, аргументируя решение тем, что еще в августе на встрече Ассоциации международных федераций зимних олимпийских видов спорта, МОК и ВАДА обсуждался вопрос о том, как относиться к текущим заявкам России. И вывод был один – международные федерации не должны отменять события, которые уже стоят в календарях или существуют на уровне официальных заявок. Да и до 21 года еще далеко – не восстановить национальное антидопинговое агентство в правах за такой срок вряд ли возможно. А в ответ на критику глава IBU Андерс Бессеберг уже неоднократно заявлял, что союз может лишить Тюмень турнира, если появятся какие-то новые факты в отчете Макларена по расследованию применения допинга на Олимпиаде в Сочи.
Станет ли 9 декабря новым черным днем для российского спорта? Или останется серым, дающим возможность наконец-то выдохнуть от ожидания и двигаться дальше? Пока эта дата нависла над нашим прошлым – победы в Сочи, настоящим – начинающийся зимний сезон, и будущим.