Чемпионка НБА Евгения Белякова: "В США на женский баскетбол ходит по 20 тысяч"

Капитан сборной России раскрыла секрет исторической победы

Капитан сборной России по баскетболу Евгения Белякова осенью присоединилась к своему клубу УГМК (Екатеринбург) в прекрасном настроении: в октябре в составе команды «Лос-Анджелес Спаркс» она выиграла титул чемпионки женской Национальной баскетбольной ассоциации (WNBA). Это второй случай за всю историю участия россиянок в самом престижном клубном соревновании на планете. О том, как это было, — в эксклюзивном интервью «МК».

Капитан сборной России раскрыла секрет исторической победы
Фото: basket.ugmk

тестовый баннер под заглавное изображение

— Клуб, к которому я присоединилась летом, не выигрывал титул 14 лет. Это было чудесно, ведь предпочтения до финальной серии отдавали «Миннесоте Линкс».

— Перед твоим отъездом мы говорили о нюансах американского баскетбола. Удалось предугадать, как сложатся события?

— Что касается самой игры, все оказалось легче, чем я думала. Схемы нападения, система защиты для меня не стали откровением, и у меня было преимущество перед другими новичками. Но, учитывая, что команда претендовала на победу, требования ко всем игрокам были огромные. Работали без права на ошибку. Вот играешь ты матч, а потом несколько раз пересматриваешь видеозапись. Долго не понимала, почему и за что ко мне тренеры придираются, но ближе к плей-офф осознала: это не попытка оказать давление, настроение испортить. Это школа.

— Про мужской чемпионат НБА известно: в Америке это культовое соревнование. А как насчет женского?

— Для понимания скажу, что на последнюю игру в Миннесоте пришло под 20 000 зрителей. В Лос-Анджелесе поменьше, около 11 тысяч. Но все равно это огромная цифра. В Штатах вообще принято болеть по территориальному признаку. И люди стремятся увидеть качественное шоу. Это не просто игра, а общая атмосфера праздника, конкурсы, развлекательная программа, выступления в перерывах известных людей. В общем, Голливуд, снимая фильмы на баскетбольную тему (а таких много), нисколько не преувеличивает. Но в сравнении с мужской НБА наш чемпионат спокойнее, добрее, там нет агрессивных фанатов. Можно прийти с ребенком или со своей бабушкой.

— Какие главные отличия от европейской игры, если не брать во внимание подачу самого шоу?

— Это высокоточная наука. На тренировках мы разбирали каждый конкретный эпизод. Физические упражнения индивидуальны для каждой девушки. Допустим, у тебя уход с первого шага получается, мышечная память работает. Значит, в этом компоненте перегружать не будут. Но где-то скорость надо увеличить — значит, надо над этим поработать. Дома открываешь почту — а там 5 сообщений с видеозаписями от разных тренеров. Одно посвящено моей игре в защите, другое — атакующим действиям, третье — против кого и как я буду играть завтра. И так далее. И знаешь, все строится по крупинкам, но болельщика не обманешь, он разбирается в баскетболе иной раз не хуже, чем некоторые российские тренеры. Без обид.

— Например?

— Представь себе неформальную встречу с болельщиками в России. Она будет теплой, приятной. Но трудно представить, что кто-то из зала возьмет микрофон и скажет: «Обратите внимание, что в такой-то четверти такой-то матч подряд ваша команда систематически проигрывает щит! Как вы планируете решить проблему?» Зато это может прозвучать из уст американской домохозяйки, которая сварила детям суп и поехала общаться с нами.

— Женская НБА — скоротечное соревнование. Удалось с кем-то подружиться?

— Одна из причин нашего успеха — уровень наших отношений и внутренней интеллигентности в команде. Конечно, ближе я общалась с напарницами из европейского баскетбола, у нас больше понимания друг друга. Но даже в тех матчах, где я не играла, должна была присутствовать: быть рядом. Потому что игрокам нужна моя энергия, моя поддержка.

— Как правильно переводится название команды «Спаркс?»

— Идеально перевести на русский язык невозможно. Это либо «вспышки», либо «брызги». Но раз уж мы выиграли, было все — и вспышки фотокамер, и брызги шампанского. Приятно, что потом начались звонки от близких людей, от тренеров Бориса Соколовского, Александра Васина, от руководства РФБ и моих партнерш по сборной и УГМК. Было с кем поделиться эмоциями.

— Учитывая, что на Олимпиаде сборной России впервые за долгое время не было, клубная победа утешила?

— Это разные вещи. Я все-таки смотрела баскетбольный турнир на Играх в Рио, хотя и с непроходящей болью в сердце. Иногда за кого-то радовалась, но вместе с тем понимала, что мы бы выступили не хуже, могли бороться за награды. Мне недаром Анатолий Мышкин однажды сказал: «Женя, твоя главная команда — сборная России». Я люблю все клубы, за которые выступаю, но сборная — это совсем другое.

— Год для российского спорта непростой, защищаться приходилось не только на стадионах, но и в кабинетах. Бесконечные «вбросы», связанные с допингом, отстранения целых команд...

— Я спортсменка. Мне обидно, когда политика стирает труды целых команд. Мы тренируемся с утра до ночи, а если нам не дают сравнить результаты этого труда с другими, это очень больно. Но думаю, мы должны честно задать вопрос самим себе: почему это происходит и почему взялись именно за нас? Каждый должен относиться ответственно к самому себе, например, так: я, Женя Белякова, не буду принимать запрещенные лекарства и лучше буду в итоге пятой, чем в призах, рискуя осрамить свою страну. Копаться в прошлом уже поздно. Но я надеюсь, при ответственном подходе мы сможем разрушить негативные стереотипы. С нашими данными, способностями, характером мы, спортсмены из России, можем добиваться победы честным путем, что уже не раз было доказано.

— Кто должен спасать российский спорт: профессиональный политик или бывший спортсмен?

— Однозначного ответа нет. Это как выбирать, какой цвет лучше, но без полутонов. Спортсмен с хорошим авторитетом в мире, хорошей командой единомышленников способен на многое. Политик, знакомый со спортом изнутри, — тоже. Но это должен быть человек неравнодушный, искренний. На примере баскетбола это тот, кто считает приоритетной задачу привлечения к игре детей и их родителей. Вот вместе со мной на профессиональной площадке могли оказаться минимум 10 питерских девушек, у всех были большие способности, навыки. Но пришла я одна, и то, что стала известным игроком, — тоже своего рода стечение обстоятельств. Ведь мои родители — инженеры с высшим политехническим образованием, для них спорт был терра инкогнита... Ежегодно теряем таланты, жаль...

— Но это проблема всей системы?

— Это и яма 90-х, и метания между коммерческими и бюджетными секциями. Люди продают квартиры, чтобы их ребенок подписал свой первый контракт. Я не представляю такого в Испании, Италии, Бразилии...

— Хватит о грустном. Что ждешь от нынешнего чемпионата России?

— Он обещает стать очень интересным. У Екатеринбурга отличная конкуренция с несколькими клубами, прежде всего курскими «Динамо», где тоже играют девушки из WNBA. Наша лига подтягивается по уровню. Другое дело, как привлечь людей на трибуны? Для этого я себе сама задаю вопрос: что бы меня побудило пойти на матч, не будь я баскетболисткой? И отвечаю: наверное, если бы лично была знакома с кем-то из команды. Но еще, по идее, могла прийти, если бы знала: меня ждет праздник, шоу, и есть гарантии безопасности. Не нужно ничего изобретать самим: все уже давно придумано и работает.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27254 от 15 ноября 2016

Заголовок в газете: От фотовспышки к брызгам шампанского

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру