«СПАРТАК» — ТЕПЕРЬ БАЗОВЫЙ КЛУБ СБОРНОЙ
— Какие задачи стоят перед тренерским штабом в контрольных матчах?
— Как эти матчи ни называй — товарищеские или контрольные, — главной задачей остается победа. Мотивация к победе побуждает к приложению максимальных усилий. Только при полной отдаче тренерский штаб может рассчитывать на получение полезной информации, необходимой для дальнейшей работы и роста. Поражения тоже могут быть полезны в этом плане, они дают еще больше информации для анализа, но выстраивать команду куда проще и приятнее на фоне положительных эмоций от побед.
Сегодня над сборной нет пресса ответственности за результат, а тренерский штаб имеет возможность проверить новичков. Уже можно говорить, что ЦСКА больше не является базовым клубом для сборной, а этот статус постепенно переходит к «Спартаку». Тем временем те же армейцы получили столь необходимую передышку в чемпионате и имеют возможность улучшить за это время и игровые моменты, и микроклимат в команде.
— Для сборной России неучастие в отборе к ЧМ — проблема?
— Несомненно, по напряженности товарищеские матчи далеко не всегда дотягивают до официальных, но в этом есть как плюсы, так и минусы. Перед глазами свежий опыт сборной Бразилии, которая принимала последний чемпионат мира и также была освобождена от участия в квалификационном турнире. У тренеров не было возможности провести скрупулезную оценку возможностей и готовности футболистов. Отсюда и психологические проблемы, которые привели к сбоям в организации игры на мундиале.
Если же говорить об играх со слабыми соперниками, то здесь скорее приходится говорить не об информации, а о дезинформации, ведь анализ может быть в корне неверным. Порой мы видим, как обладатели многочисленных рекордов в РФПЛ на европейском уровне выглядят не столь ярко. Во внутреннем первенстве довольно часто можно видеть победы не за счет силы или мастерства, а за счет слабости соперника. И если на чемпионате мира хотим встречаться с сильнейшими, то к этому и необходимо готовиться.
— Черчесов в сложившейся ситуации имеет возможность выбирать соперников. Что дают нам матчи с командами уровня Катара и Румынии? Важно ли сейчас, выбирая партнеров по спаррингам, держать в голове задачи на домашний чемпионат мира?
— Чемпионат мира пройдет в России в 2018 году, а в 2017‑м состоится Кубок конфедераций. И к этому моменту прообраз команды, ее ядро, игровой стиль, система игры не должны вызывать вопросов. Считаю, что сегодня идет подбор игроков под ту команду, какой ее хочет видеть Черчесов, и процесс этот во многом определяющий. В ближайших матчах будет возможность дать проявить себя дебютантам и тем, кто нечасто попадает в основной состав. Так что в отсутствии группы основных можно найти и положительные стороны. Есть возможность проверить связки, благоприятные зоны действия.
Если же возвращаться к соперникам, то я предпочитаю играть с сильнейшими. Со сборной России играли со шведами — в Швеции, с испанцами — в Испании, с бразильцами — в Бразилии. Критики тогда в мой адрес было очень много, но эти спарринги принесли ощутимые плоды, пусть разглядеть их удалось только на дистанции. Алексей Смертин, Александр Панов, Игорь Семшов, Сергей Семак — эти ребята проявили себя и раскрыли передо мной свой потенциал именно в тех матчах. Пусть на фоне поражений, но как иначе проверить способности футболиста в критических ситуациях!
— Матчи сборной России состоятся в далеком Катаре и неблизком Грозном. К чему так утомлять команду перелетами?
— Есть сложности. Приехать из зимы в лето, ощутить смену не только климатических, но и часовых поясов. Повлиять в таких условиях на состояние игроков практически невозможно. Но ведь на фоне всех этих неблагоприятных факторов личностные качества игроков проявляются более отчетливо. Тем более, как я понимаю, варианты выбора соперника были не самыми широкими.
С румынами придется сложнее. Ведь сначала перелет в Катар, акклиматизация, матч на третий день, когда организм уже начал перестраиваться. И сразу возвращение, вновь адаптация. Уже более сложная. Все это сыграет против сборной России.
АРМЕЙСКИМ ЗАЩИТНИКАМ ПОРА ИСКАТЬ СМЕНУ
— В составе сборной мы не увидим ни Василия Березуцкого, ни Сергея Игнашевича. Время защитников ЦСКА в сборной безвозвратно ушло?
— Хочу отметить, что не считаю справедливой критику, что раздается в последнее время в сторону этих игроков. Ребята достойны уважения. Но, думаю, пришло время сыграть без них и прикинуть, на что способна команда с новичками на позициях центральных защитников. Мы помним, что армейские защитники сыграли на последнем турнире не лучшим образом, и пришло время перемен. И возраст, и психологическая усталость не могут не сказываться, а на защитников и вратаря ЦСКА в последние годы выпала колоссальная нагрузка.
— К слову об Акинфееве. Нет ли у вас опасений, что Игорь, привыкший и в клубе, и в сборной действовать рядом с привычными партнерами, может в сборной сдать, оказавшись без поддержки Игнашевича и братьев Березуцких?
— Не вижу в этом серьезной проблемы, хотя претензии к Акинфееву в последнее время закономерны. Допущено много невынужденных ошибок. Но ошибки неизбежны в игре даже самых выдающихся футболистов. Ошибался и Лев Яшин, когда мы играли в одной команде, и Женя Рудаков... На своем опыте могу сказать, что из 10 лет карьеры футболиста ты играешь на максимуме 4–5 сезонов, какой-то год выпадает, можешь и средний сезон выдать.
Возвращаясь к сыгранности линии обороны и Акинфеева, здесь дело в первую очередь не в селекции, а в правильной оценке возможностей оборонцев и выбранной игровой схемы.
— Не будет Шатова, Смолова, Дзюбы, Дзагоева... Считаете, что у тех, кто выйдет на поле в матчах с Катаром и Румынией, есть реальный шанс стать основными в сборной и сыграть на ЧМ?
— Все когда-то дебютируют в основных составах. Это отличная мотивация. Для одних это лишь хороший аванс, для других — прекрасный шанс. Мне самому высокая амбициозность и стремление к невозможному позволили в 20 лет играть за национальную сборную вместе с выдающимися мастерами Эдуардом Стрельцовым и Игорем Численко. Это подстегивало, заставляло быстрее прогрессировать.
Но здесь проблема в том, что в работе всех тренеров сборной России, начиная с Гуса Хиддинка, не было системности. Не видели они перспектив, работали по инерции. Часто вспоминаю пример одного из лучших тренеров, с которым мне доводилось работать, — Виктора Маслова.
В 1966 году сборная СССР увезла с собой на чемпионат мира сразу шесть игроков основы киевского «Динамо». Как играть дальше, чемпионат ведь никто не останавливал? Но работа Маслова была направлена на будущее, и он заменил уехавших молодежью. Да как заменил! Когда сборная с успехом вернулась из Англии, то киевляне увидели, что «Динамо» все еще идет на первом месте и в итоге выиграло первенство. С шестью юными игроками в составе, в том числе и со мной.
ЧЕРЧЕСОВ РАБОТАЕТ НА ПЕРСПЕКТИВУ
— Но Черчесов явно думает не только о сегодняшнем дне.
— Очевидно, что создается новая команда, новая игровая концепция. Считаю, что стоит несколько ускорить этот процесс и как можно скорее завершать просмотрово-селекционный этап и определяться с костяком команды.
— Артем Дзюба не приехал в расположение сборной, что объяснялось травмой, но в Грозном против «Терека» провел на поле 73 минуты.
— Не думаю, что здесь можно говорить о саботаже или хитрости. За долгое время посылаются в клубы вызовы в сборную. Быть может, сначала и имела место травма. Да все мы видели, что он едва по тайму на поле проводил. Не вижу принципиальности в том, кто приехал в сборную именно на эти матчи. Скорее всего, конфликта интересов сборной и ЦСКА в этой ситуации не прослеживается. Скорее всего, была достигнута некая договоренность.
Вот у меня была ситуация, когда в национальную команду не приезжали игроки «Спартака», и отсутствие внушительной группы футболистов не позволяло даже полноценно подготовиться к важнейшим матчам. Или Илюша Цымбаларь приезжал и говорил, что у него травма, отпрашивался, а через три дня я видел его на поле в футболке «Спартака». К самому игроку у меня нет ни малейших претензий — об этом его попросили в клубе, с руководством которого у меня тогда сложились не самые теплые отношения. Подобного Станиславу Черчесову тоже пожелаю избежать.