Впервые за последние годы поймал себя на мысли о том, что наша хоккейная сборная рискует уйти в тень сборной футбольной. Футболистам с появлением такой энергетичной и харизматичной личности, как Станислав Черчесов, удалось сделать серьезный шаг вперед. В мяче вокруг национальной команды возрождается зона интереса, журналистам любая пресс-конференция гарантирует яркие статьи и заголовки, болельщики постепенно возвращаются на трибуны. Несколько громких побед - и мы начнем вспоминать бронзовые с золотым отливом времена Гуса Хиддинка.
А вот в сборной России по хоккею, увы, если не эпоха безвременья, то очевидный спад. И проблема не только в том, что в последние два года национальная команда приучила страну к поражениям и идет вниз - от серебра Праги-2015 к бронзе Москвы-2016 и беспросветному полуфиналу Кубка мира-2016. Проблема еще и в том, что ее главный тренер Олег Знарок начинает восприниматься как человек рутины. Как фигура, которая изучена, абсолютно понятна и общественному мнению уже не слишком интересна.
Сегодня, когда медийность в спорте определяет многое, если не все, первому тренеру страны тяжело. Его СКА лидирует в чемпионате, выдает одну победную серию за другой, но почему-то никого за пределами Санкт-Петербурга это не возбуждает. С одной стороны все понимают, что с тем вариантом сборной Европы, которая сегодня выступает за СКА, других результатов у клуба в принципе и быть не может. С другой - Питер явно затормаживает патриархальность фигуры главного тренера, шагнувшего в прозрачный XXI век из темных в информационном плане советских времен.
Огромный козырь Знарка, его суперрезерв - сборная. В России национальная команда - это отдельная планета, которая намного больше, чем любой чемпионский клуб. Сборная - супербонус штаба: и профессиональный, и статусный, и финансовый. Однако порой кажется, что из всех этих возможностей тренер берет только последнюю.
На мой взгляд, определенным тестом на зрелость для тренерского штаба была идея "красной машины". Сотни шуток и тысячи подколок в прессе не воспринимайте всерьез - медийно "машина" попадала точно в цель. Более того, смотрите глубже: идеология "красной машины" могла заменить идеологию "осажденной крепости", которую в былые годы лучшие версии национальной сборной обычно воплощали в результат.
Увы, шанс создать атмосферу, попробовать использовать победные традиции "машины" в спортивном плане был штабом упущен. Более того, спущен на тормозах. В итоге бренд работает вне сборной - при продаже атрибутики, маркетинге, но никак не востребован спортивной частью, которая осталась без какой-либо идеологии и с удовольствием ушла в привычную тень. Большая ошибка! Которая, опасаюсь, аукнется и на предстоящем чемпионате мира, и, главное, на Олимпиаде-2018...
Впрочем, долой пессимизм. Возможно, навеянный еще и Кубком мира, где нас давили версиями о "паршивом коучинге", неумении использовать Овечкина и других звезд, нулем голов в большинстве и прочими штампами-страшилками. В четверг наша сборная открывает новую страницу и по сути – начинает с чистого листа. А во вторник в Новогорске есть шанс начать новую жизнь и у нашего главного тренера.
Вперёд, в погоню - за Черчесовым?