Вопрос первый: почему старт турнира наша команда проспала? Почему предматчевый просмотр замечательного советского фильма "В бой идут одни старики" привел только к тому, что хоккейного боя так и не состоялось, поскольку с нашей стороны в нем приняли участие в основном утомленные люди, если хотите, хоккейные "старики"?
"Не хватило огонька - и на льду, и на лавке", - осторожно подвел итог матча олимпийский чемпион-1992, участник первого в истории Кубка мира защитник Алексей Житник. А ведь в этих словах и выведен приговор. Когда с выученными, пожалуй, лучше всех в хоккейном мире шведами играют без огня - пиши пропало. Странно, что эту очевидную мысль тренерский штаб сборной России смог донести до команды только на заключительной минуте, когда наша команда вдруг проснулась и на надрыве едва не спасла игру.
Вопрос второй: команда не захотела или не смогла? Первый ответ на него тоже дадут молодые североамериканцы. Но есть опасение, что наши игроки, как ни парадоксально это прозвучит в сентябре, несколько перетренированы. Ведь они, похоже, единственные, кто собрался перед турниром еще на последней августовской неделе и целенаправленно получал нагрузки в Санкт-Петербурге - пусть и не в рамках официального сбора (таковые по законам НХЛ в августе были запрещены).
И здесь есть интересный момент. Все команды Олега Знарка мощно загружаются перед стартом турнира, тяжело проводят его первые матчи, но потом раскатываются. Сработает ли эта система и на сей раз - на коротком турнире, который выигрывается скорее за счет эмоций, куража, огня? На турнире, в котором не крутят четыре звена, а в энхаэловском стиле делают тотальную ставку на звезд...
Третий вопрос: насколько правильно подобран состав команды? Почему в ней нет, скажем, Радулова или Ковальчука, а есть, например, Телегин или Наместников?
Огромная роль звезд стала ясна уже после первого тура Кубка мира. Овечкин, включившись, по сути, только на одну минуту, едва не сделал дубль и результат. Кросби обустроил вокруг себя всю хоккейную Канаду. Очевидно, что те же Радулов или Ковальчук особенно нужны именно на таких краткосрочных турнирах, когда все порой решается в одном-двух эпизодах. И когда класс порой бьет порядок.
Четвертый вопрос: как объяснить удивительное спокойствие на нашей тренерской скамейке? Ладно, Никитин, Витолиньш или заменивший Воробьёва Жамнов, которые всегда держат эмоции в себе. Но почему тишайшим стал Знарок, на энергии, хоккейном сумасшествии которого выигрывались и Кубки Гагарина, и чемпионат мира в Минске?
Перед стартом турнира в комментарии для "МК" я уже говорил о том, что если главный тренер сборной не вернется в свое пограничное эмоциональное состояние, то команду ждет провал. Ведь на холодной аналитической работе, на математике ни нынешний штаб, ни сборная России в целом никогда ничего не выигрывали.
Мы всегда побеждали вопреки всему, на подвиге и надрыве. Это, кстати, подтвердила и Москва-2016, когда на домашнем чемпионате мира все цифры были за нас, но результат так и не состоялся...
Будем надеяться, что в матче с молодыми звездами Северной Америки наш главный тренер наконец-то проснется и скептикам на все их вопросы ответит. И здесь особую роль должно сыграть его окружение. Нужно понимать, что ткнуть палкой русского медведя, вывести его из спячки - особое искусство, которое требует таланта и мудрости. Но без этой палки все обречены.
Просыпайся, хоккейная Росссия!..