Гандбол на олимпийской волне

9 сентября чемпионки Рио сойдутся друг против друга в Краснодаре в матче чемпионата России

Давно с таким нетерпением любители гандбола не ждали старта чемпионата России в российских суперлигах у мужчин и женщин. Олимпийское «золото» прекрасных дам в Бразилии подарило виду спорта новую армию начинающих поклонников, а болельщики со стажем обсуждают предстоящие изюминки турниров. Например, большое количество переходов межсезонья и некую смену полюсов, в кои-то веки удобный календарь. И вот накануне шестью матчами в мужской и женской суперлигах стартовал новый чемпионат. О ближайшем будущем ручного мяча и золотых мгновениях Рио-де-Жанейро «МК» рассказали наши гости — президент Федерации гандбола России Сергей Шишкарёв и две олимпийские чемпионки, Екатерина Ильина и Анна Вяхирева.

9 сентября чемпионки Рио сойдутся друг против друга в Краснодаре в матче чемпионата России
Астрахань, март-2016. Сергей Шишкарев поздравляет Анну Вяхиреву с путевкой на Рио. Как потом выяснится, «золотой».

— Короткий отпуск был потрачен на награждения, встречи с болельщиками, чествования, телевидение и прессу, как сейчас «МК». Силы-то остались?

Ильина: — Силы еще есть. Конечно, выложились на Олимпиаде, особенно с эмоциями есть проблемы: опустошение. Но через два месяца точно придем в чувство и с новыми силами окунемся в сезон. И рассчитываем подтвердить уровень на декабрьском чемпионате Европы в Швеции. 

Шишкарёв: — Что касается чемпионата Европы, я должен призвать болельщиков, всех, кто ждет новой яркой победы, отнестись с пониманием. Сверхожиданий от Швеции-2016 быть не должно. Не потому, что после Олимпиады сложно настроиться: у нас наступил период неизбежной для спорта смены поколений. Нет, не тотальной, безусловно. Но сборную покидают шесть ведущих игроков, в том числе капитан Ирина Близнова, это уже ни для кого не секрет. Теперь задача профильных комиссий ФГР, Евгения Трефилова и его штаба работать над привлечением молодежи. И в этой связи Евро как нельзя лучше подходит, чтобы пригласить молодых и начать заигрывать их в главной команде. Поэтому мы будем очень спокойны с точки зрения постановки цели. Амбиции — сдержанные.

— Стартуют чемпионаты России. Сергей Николаевич, какими вы их видите?

— Наши амбиции не только остались, но и выросли за эти дни. А силы придут, и оба чемпионата станут интереснее прежних. Волна от олимпийской победы многократно увеличила зрительский интерес к турниру. Я уверен, что фактически во всех городах, где играют наши золотые девушки, да и не только, можно ожидать аншлага. Как в Краснодаре 9 сентября на игре между «Кубанью» и «Ростов-Доном». Смотрите: «Кубань», которую недавно взял Трефилов, против «Ростова» во главе с датчанином Яном Лесли, у которого в распоряжении 5 чемпионок кроме травмированной Анны Седойкиной. Клуб неплохо укрепился: теперь в составе есть новые игроки топ-уровня. Это бразильянка Родригес, испанка Барбоса, француженка Дембеле, которую знают все, кто смотрел матчи России против Франции на Играх, датчанка Григель, уже сыгравшая в Суперкубке России, и опытная Ольга Черноиваненко, сыгравшая немало матчей за сборную России.

Что же касается «Кубани», то она сильно укрепилась игроками из «Астраханочки». Развею все интриги и толкования вопроса. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин — наш большой друг, сподвижник гандбола. Он сделал все, чтобы в марте в прикаспийском городе сборная России выиграла олимпийскую путевку, как выяснилось — золотую. Но проблемы с региональным бюджетом заставили его взять курс, причем вполне обоснованный, на омоложение команды, привлечение талантливых игроков астраханской школы и на сокращение расходов гандбольного клуба. Не секрет, что игроки, которые победили в чемпионате страны и на Олимпиаде, — гандболистки с «топовыми» зарплатами.

А в Краснодарском крае гандбольные амбиции вместе с тем разыгрались, особенно с приходом Евгения Васильевича, тренера национальной сборной. Очевидно, что оба клуба — и «Ростов-Дон», и «Кубань» — будут ставить задачу победить в чемпионате, Лиге чемпионов и Кубке ЕГФ. Давним болельщикам и тем, кто влюбился в гандбол в августе, точно скучать не придется.

Анна — одна из немногих левшей в мировом гандболе.

           * * *  

— Какие новинки ждут нас в домашних чемпионатах?

— Хочу поблагодарить олимпийского чемпиона-2000, тренера мужской сборной России и нового гендиректора ФГР Льва Воронина. Во многом благодаря ему составлен такой календарь, в котором переносы игр будут сведены к минимуму. Это была наша головная боль: нестабильное расписание отпугивало болельщиков и мешало ТВ-трансляциям.

Календарь составили с учетом географических «кустов»: например, расположенных недалеко друг от друга Астрахани и Волгограда, Краснодара и Майкопа, Звенигорода и Москвы. Теперь клубы смогут играть по 2 выездные встречи подряд, экономить на расходах и снизить усталость от перелетов. И еще момент. Интернет-трансляции будут вестись со всех матчей, а ведь эта практика мало где существует! Другое дело, иногда хромает качество, но мы будем помогать клубам приобретать дополнительное оборудование для достойной «картинки». Это выгодно и самим клубам: они же должны просматривать предстоящих соперников! Да, наконец, в России послематчевые статистические выкладки будут едва ли не лучшими в Европе.

— Интересы сборных соблюдены?

— Безусловно. Будут короткие паузы для сборов национальных команд плюс две длительные под женский чемпионат Европы-2016 и мужской чемпионат мира-2017. Еще два перерыва под Кубки России, женский в марте и мужской в апреле. Так что желаю нашему виду спорта большого интереса зрителей, прессы и телевидения. Вот сейчас девушки востребованы: они больше в студиях, чем на площадке. Трефилов тоже. Куда его только не звали! Даже в комедийные ток-шоу. Уж там, согласитесь, его одного можно на сцену выпустить и получить огромную аудиторию.

— Что касается трансляций самой игры по ТВ?

— Надеюсь, предпосылки есть. Амбиции тоже. Наша женская олимпийская сборная сделала все, чтобы доказать: гандбол привлекателен, он будет качественным маркетинговым продуктом. Уповать остается только на мозги и профессионализм наших телевизионщиков. А уж если и при таких раскладах у кого-то возникнут сомнения в том, что гандбол должен быть основной частью системного спортивного вещания, мы будем пытаться помогать искать ответы в высоких государственных кабинетах.

— О гандболе в России столько не говорили с 2000 года, когда олимпийскими чемпионами Сиднея стали игроки мужской сборной!

— Утром перед отлетом из Рио мы с девушками повстречались. Они были уставшие, опустошенные, еще не было того вала популярности. Я тогда попросил: пока летите, надо, образно говоря, переодеться в платья и красивые костюмы победителей. Ведь сейчас даже не в руках федерации, а в ваших руках развитие российского гандбола. Потому что на вас будут равняться, на вас снова будут ходить. Прошли две недели. Девчонки уже съездили в свои клубы, отыграли Суперкубок, взял старт чемпионат. За это время я увидел: они реально пропагандисты, агитаторы, промоутеры. И не так для них важна финансовая составляющая, подаренные автомобили… Они не за машинами ездили, поверьте! Кто выступал перед руководителями регионов, говорили: «Мы все можем, только помогайте нам!» Приток детей, тренеров, правильная мотивация и организация дадут потрясающий результат.

В моем родном Новороссийске была одна секция гандбола. В прошлом году было решено, что их станет пять. После олимпийского успеха пришли записываться 150 человек. И мы уже всех взять не можем: перебор! И это в одном отдельно взятом городе.

Ильина: — Отлично представляю чувства и мысли детей и их родителей. Когда я болела за команду, где блистали Инна Суслина, Ирина Полторацкая, Оксана Роменская, я смотрела и мечтала, как сама буду играть на Олимпиаде и выиграю медали. Я желаю, чтобы сегодняшние дети достигли наших вершин.

Москва, август -2016. Екатерина в «золотой» футболке.

* * *

— Аня, успеху предшествовали не только радости. Например, когда тебя ни за что удалили с площадки до конца игры.

— Это был огромнейший стресс. Я впервые в жизни «сидела» на красной карточке. Как меня трясло — не передать словами. В последние минуты я сидела и молилась, чтобы все закончилось хорошо. Но когда поняла, что девчонки отыгрались и вытянули победу, расплакалась. Что касается пенальти, то потом морально было тяжеловато бросать. Меня спрашивают: «Ты же не могла специально целиться мячом в голову шведского вратаря?» Мне самой было бы трудно в это поверить. Там даже если сильно захочешь, не попадешь!

— Многократно обсуждаемые пенальти в твоем, Катя, исполнении. Ты помнишь, как это было?

Ильина: — На самом деле я была уверена, что выиграю дуэль против Катрин Лунде. Абстрагировалась от всего, и мне, наверное, было легче тех, кто за драмой наблюдал. Я играю с норвежкой в одном клубе. Знаю, какая у нее манера отражать семиметровые броски, но в то же время и она знает, куда я бросаю. Слава богу, получилось все, как я хотела.

Шишкарёв: — Норвежки ждали, что Катрин опять зацепит пенальти — и игра пойдет по их сценарию. Девчонки этого не слышали, но норвежцев на трибунах было не намного меньше, чем хозяев бразильцев. И когда наши бросали пенальти, стоял такой свист, как будто в лесу в тебя стрела летит. Я в момент главного броска глаза опустил, зажал свой золотой реал в руках. Батюшка молился. А Катя забивала. Когда мы были на приеме у президента, подарили Владимиру Путину победный мяч. Он ударил его об пол и сказал: «Таким же можно и убить!» Я ответил: «Так мы этим мячом норвежек и убили».

* * *

— Что касается уверенности в конечном успехе, когда она пришла?

Шишкарёв: — Не сочтите за самоуверенность, я верил в победу еще до Олимпиады. А окончательно — когда возникло преимущество в игре с Норвегией. Во втором тайме я увидел, что скандинавки заметно нервничают. Да, были ошибки и потери, но тем не менее командным духом с площадки на трибуну веяло. А с Францией в финале вопросов вообще не было. Главное — настроиться. А по ходу финала я настолько обнаглел, что думал уже не о том, что выиграем, а как бы это сделать более изящно, с выходом! Теперь хочу пожелать и Кате, и Ане, сейчас играющим в одном клубе, чтобы они и впредь радовали нас своими фирменными «воздушками» и «парашютиками» в чемпионате, в Лиге. Специально такого не сделаешь. Это высший пилотаж на уровне подсознания.

Ильина: — А вот Трефилов считает, что это пижонство.

Шишкарёв: — Ну пусть в сборной будет академизм, а в клубах найдется место экспромту.

— Аня, в Рио ты на трех позициях поиграла. Трефилов экспериментатор?

Вяхирева: — Эксперименты? Да вряд ли. Правый край и правый полусредний — это мои привычные позиции. А если я оказывалась на позиции линейной, то это было следствие определенной комбинации, в ходе которой нужно было перестроиться. Это Катю Маренникову как на краю, так и в линии использовали. А я не собираюсь постоянно играть в линии. Но мы универсалы. Противнику сложно подготовиться, он не знает, чего от нас ждать.

Ильина: — Все верно, у нас много задумок. Своей непредсказуемостью и берем.

* * *

— Давайте о бытовых условиях в Рио. Анна Сень, сама отличный кулинар, к еде предъявила много претензий. Согласны?

Ильина: — Для нас самая лучшая кухня — русская. Первые дни в Рио мы еще держались, но когда почти 3 недели одно и то же, уже начинало воротить. Потом нашли гриль-кафе на улице, там и питались. Хотя все это прочувствовали — и начались немалые очереди.

Шишкарёв: — Кухня по интернациональным меркам средняя и странная. Но я не понимаю, почему нельзя было организовать нормальное питание? Представьте: пункт питания, помещение огромное. Но если ты пришел один, должен заплатить в одном месте, бургеры получить в другом, пиццу в третьем, а напитки в четвертом. Если ты один, то как идиот должен отстоять 4 очереди? Удивительно невкусно, даже противно. Я как бизнесмен этого вообще не понимаю. Почему не дать возможности фермерам организовать поставку нормальных продуктов, поварам приготовить нормальную еду, дать им заработать — и чтобы болельщики остались довольны? Такси — вообще отдельная история. Нужно выйти за пределы парка и два километра по помойкам идти до стоянки.

— Давление на сборную ощущалось?

— Был один эпизод. За несколько часов перед матчем с Норвегией раздается звонок: человек на том конце на ломаном русском говорит: «Здравствуйте, хочу поговорить про гандбол». Не знаю уж, кто мой телефон ему дал. И первый же вопрос: «Скажите, насколько системно команда употребляет допинг?» Я ему в ответ рассказываю про бесконечные допинг-тесты, а он опять: «Вы уверены, что ваша команда выйдет против Норвегии без допинга?» Начинаю закипать: «Вы же по-русски понимаете, может, наконец про гандбол поговорим?» В ответ та же шарманка: «А если после матча ваши сдадут тест, а там положительные пробы?» Пришлось сказать «до свидания» и повесить трубку.

* * *

— Есть ли позитивные сдвиги в московском гандболе?

— Хочу раскрыть секрет. При поддержке вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и ряда корпораций воссоздается легендарная команда МАИ, многократный чемпион СССР. Без московского мужского клуба мужской российский гандбол не будет существовать, и это одна из наших ключевых задач, которые, надеюсь, мы решим совместно с московскими властями. И в ближайший год МАИ заиграет.

— Спрашивают и о Санкт-Петербурге, где нет женской команды.

— Одно из первых поздравлений в адрес ФГР и женской сборной пришло от губернатора города Георгия Полтавченко. Прямое доказательство: в Северной столице понимают, что гандбол достоин возвращения. Есть мужская команда «Университет Лесгафта-Нева», которую много лет тянет главный тренер сборной России Дмитрий Торгованов, несмотря на проблемы с финансированием. Стоит задуматься о возрождении сильного женского профессионального клуба. Самое время заняться привлечением спонсоров, интересующихся игрой людей, сделать так, чтобы в Питере гандбол звучал.

Когда есть золотые олимпийские медали, есть потрясающий результат, появляется тема для разговора! Когда мы в Кремле общались с Владимиром Путиным, он попросил рассказать ему о проблемах гандбола прямо во время приема. Я предложил в ответ дать нам возможность выступить с докладом на Совете по спорту при президенте, он будет в октябре. Так что будем готовиться к встрече. Мы знаем, какие будут наши предложения. С одной стороны, чтобы это не было наглостью, с другой — чтобы бедными родственниками не выглядели. Попросим ровно то, что нам положено и чем нам реально государство может помочь для развития гандбола. Нам не нужен доклад из 5 страниц, уложимся в несколько пунктов.

Сюжет:

Олимпийские игры в Рио

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27198 от 8 сентября 2016

Заголовок в газете: Гандбол на олимпийской волне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру