А началось все с доклада независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA), который изначально был направлен против российских олимпийцев, чтобы добиться их отстранения от Олимпиады-2016. Ричарду Макларену и компании сделать этого в итоге не удалось: дисквалифицированы были отдельные федерации, в которых были проблемы с допингом, и индивидуально — легкоатлеты, но это вопрос уже к Международной федерации (IAAF).
Однако потом выяснилось, что в докладе WADA есть информация и о паралимпийцах. Опубликована она не была, доказательства нигде не всплыли, но она якобы есть. Президент Международного паралимпийского комитета (МПК) Филип Крэйвен оказался более впечатлительным, нежели его коллега из МОК Томас Бах, и единолично принял беспрецедентное решение — отстранить всю сборную России от Паралимпиады-2016, не особо углубляясь в суть дела и не объяснив мотив вердикта.
Российская сторона в ответ на это подала апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS). Но и в этой организации посчитали, что в Рио-де-Жанейро не место россиянам: 23 августа жалоба была отклонена, что фактически поставило крест на участии отечественных спортсменов в главном старте четырехлетия.
Оставалась лишь одна надежда: Федеральный суд Швейцарии. Это последняя инстанция, которая могла бы дать зеленый свет на участие в Играх. Ожидалось, что решение суда будет оглашено 29 августа, однако этого не произошло: окончательно еще ничего не известно, а как показывает практика Олимпиады, вопрос с допуском может решиться в самый последний день.
Вместо слов из зала судебного разбирательства, появилась другая информация: Россия пропустит не только Паралимпиаду в Рио, но еще и зимние Игры-2018 в Пхенчхане. Об этом заявили в Паралимпийском комитете России.
МПК через день, то есть 30 числа, выступил с опровержением этой информации: дисквалификация сборной не распространяется сразу на две Паралимпиады.
И сразу возникла путаница. В этом вопросе важно понимать следующее: ПКР в данный момент из-за допинговых (ну, официально) проблем отстранен от всех международных соревнований, как и происходит в подобных ситуациях. Дело не только в Паралимпиаде: если проблемы не будут решены, то спортсмены будут пропускать все турниры.
Поэтому, в теории, да — Россия отстранена и от Игр-2018. И от Игр-2020. И от Игр-2022. И так до бесконечности. Но уже, условно, завтра, российская сторона может выполнить все свои обязательства перед МПК и организация будет восстановлена в своих правах. Поэтому сейчас, за два года до Паралимпиады в Пхенчхане, говорить уж слишком рано о дисквалификации: все может поменяться ровно столько раз, сколько дней осталось до открытия Игр.
Поэтому теперь нам остается просто ждать вердикта Федерального суда Швейцарии, который должен появиться с момента на момент. И уже дальше работать по ситуации. Но ставить крест на следующих паралимпийских соревнованиях россиянам точно не стоит. Мы же до сих пор и за Рио боремся.