- История с допингом должна была вырваться наружу рано или поздно. Я давно общаюсь со спортсменами, тренерами, врачами, я прекрасно знаю, что они говорят мне в эфире и что они говорят мне вне эфира. Я прекрасно знаю вот уже почти двадцать лет замминистра спорта Юрия Нагорных (он всё-таки тоже динамовец), так что никаких вопросов у меня по сегодняшней ситуации нет. Я лично был уверен, что российскую сборную отстранят целиком. Но, видимо, сработала политическая работа в тиши кабинетов. И россияне получили самый благоприятный исход из всех возможных. Я рад, что мне будет за кого болеть. И при этом сетую, что борьба за чистоту в спорте до конца
- То есть политического заговора против России Вы здесь не видите?
- Помилуйте, нет конечно! Это лишь реакция на тот заговор, который сама Россия, точнее её околоспортивные дельцы, плели все эти годы против честного спорта. А разговоры про то, что спортсмены думали, что эти таблеточки – не более чем витаминчики… Ну, об этом мне рассуждать совсем неинтересно.
- А как же быть с принципом коллективной ответственности? За то, что оступились одни, отвечают и те, кто оступился, и те, кто чист?
- Всё это разговоры в пользу бедных. Если на бордель совершается налёт, то у тех, кто успел убежать, хватает ума сидеть некоторое время тихо и не высовываться. Мало кто будет кричать: «А почему на нас смотрят так же косо, как на тех, кто не убежал и в борделе был пойман? Где же наша презумпция невиновности?» Наши же спортсмены в аналогичной ситуации подобные вещи кричат, да ещё как звонко!
- Сравнение какое-то не очень корректное.
- А наши чиновники корректно себя ведут? Тётя Маша, которая в моём родимом сельпо торгует из-под полы палёной водкой, почему-то не кричит каждую секунду, что гипермаркеты, что расположены в городе неподалёку, не выдерживают с её ларьком конкуренции. Олимпийский комитет России, Минспорта и разные прочие спортивные ведомства в аналогичной ситуации ведут себя куда глупее тёти Маши. Им почему-то кажется, что все боятся российскую сборную и именно поэтому ей гадят. Эдакий провинциальный комплекс.
Свинью, которая ещё вчера хрюкала в хлеву, неподалёку от парадного крыльца господского дома, отмыли от грязи и пустили вдруг в общую прихожую. Но человеческого обращения это животное, как известно, не понимает: оно всё равно нагадит. Она просто по-другому не умеет – воспитывай её или не воспитывай, делай ей авансы и реверансы или не делай.
Едва МОК обозначил отход от твёрдой и последовательной позиции и отказался брать на себя ответственность по недопуску сборной России на Олимпиаду-2016, как сразу же понеслось. Глава Олимпийского комитета России тут же заявил о том, что в докладе главы независимой комиссии WADA Ричарда Макларена есть ошибки. Елена Исинбаева разревелась на церемонии проводов. Это были слёзы не от обиды на злобных иноземцев, плетущих козни, не от волнения в виду значимости момента, а слёзы умиления от того, что здесь находится высшее начальство и оно тебя благосклонно слушает.
- Вы не верите в искренность Исинбаевой?
- Верю на все сто! Но тут ведь вот какое дело… Елену Исинбаеву вообще страшно «колбасит» в последнее время. От вполне разумных слов, высказываний и выступлений в начале нынешнего года она перешла к какому-то гноящемуся псевдопатриотизму. Уверен, что девочку, абсолютно честную и искреннюю, но не слишком уж умную, просто обвели вокруг пальцы какие-нибудь технологи-политиканы. К примеру, объяснили, что сейчас есть смысл быть включённой в какой-нибудь проходной предвыборный список, потом занять какую-нибудь вкусную думскую должность (по спортивной тематике, разумеется). Вот и начала лепить необдуманные и исключительно политически мотивированные заявления. А в результате получила «ответку» в виде недопуска на Олимпиаду. Понятно, что причина не в этом: не надо было летать из Монако в Волгоград для сдачи допинг-проб. Именно это и вызвало подозрения. Повторюсь, она очень светлый и хороший человек. Но разве нельзя обмануть честную девочку? Да, она не девочка уже давно. Тётенька, мама. Наверняка, хорошая мама. Но всё это не мешает ей при этом быть легко внушаемым человеком.
- Её встречали сейчас на Олимпиаде с не меньшим вниманием, чем действующих спортсменов…
- Ну, она «звезда». Таковой и останется навсегда. Но надо смириться, что прежняя станица перевёрнута. Ты будешь в комиссии спортсменов при МОК работать. Права спортсменов защищать. Так зачем сейчас настраивать против себя весь мир тупыми словами: «Любой победитель мной будет восприниматься как завоевавший второе место». Ну, это элементарно неэтично.
- А этично мурыжить нас так, как мурыжили сейчас Дарью Клишину?
- Этика тут ни при чём. Но эта история – единственный случай, когда я гото подписаться под словами наших функционеров: зачем придумали нервотрёпку за четыре дня до старта?
- Что теперь ждёт нас?
- Столько шуток грустных по поводу параллелей с первой половиной 80-х: только что страна вступила в ненужные войны, падает цена на нефть, не едут наши на Олимпиаду (по разным причинам, но в конечном счёте — из-за собственной дури и неоправданных амбиций). Казалось, что на этом параллели можно и заканчивать.
Турнир а ля «Дружба-84», в который загнали тогда участвовать соцлагерь, уже точно никто повторять сегодня не будет… А вот тут-то я ошибался!
Цитирую пресс-секретаря так называемой легкоатлетической федерации (так называемой — потому что её вроде как и нет: она же исключена из мировой легкоатлетической семьи), — так вот, цитирую я Аллу Глущенко, которой приходится быть голосом всего этого чиновничьего нароста: «Федерация проведёт турнир для российских легкоатлетов, которые не имеют возможности выступить на Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро… Пройдёт турнир, чтобы спортсмены могли поддержать свою форму и получить денежную компенсацию».
Ну, вы поняли, что здесь главное? Речь о деньгах. Деньги-то выделены. Потратить-то нужно? Если не списать на соревнования, то и между собой распределить не получится, так ведь? Сразу вспоминается гулявшая по сети шутка «Российскую сборную не допустили в Рио, но запрет не касается пяти тысяч чиновников и их жён, обычно сопровождавших олимпийцев».
- Многие из этих чиновников в итоге не едут.
- Да про чиновников мне вообще не интересно рассуждать… Я за Дарью Клишину, за гандбольную сборную болеть буду, за всех российских спортсменов. Никому же не придёт в голову болеть за главу делегации, за Жукова или за Мутко.
Когда потеряно уже всё, что можно было потерять (кроме денег для чиновников, разумеется), вдруг на свет божий вылезают опять те же две вещи, сопровождающие отечественный спорт всё последнее время: нелепые кадровые решения, а также стенания о всемирном заговоре против России, призванные заглушить собственную дурость и корыстолюбие. Про стенания говорить уже неинтересно. Случился накат на паралимпийцев — опять стали заламывать руки: этот спорт вернул людей к жизни, как же так обвинять их…