Сестра - про призера Рио-2016 гимнаста Куксенкова: "Коля просил жареной картошки"

Он мог и не попасть в Рио-де-Жанейро

Николай Куксенков наконец-то получил давно заслуженную медаль Олимпийских игр. Эксклюзивные подробности из жизни гимнаста поведала выросшая в классную журналистку в стенах "МК" его старшая сестра.

Он мог и не попасть в Рио-де-Жанейро

Не сказать, что Колю природа одарила сверхспособностями: для спортивной гимнастики он высокий – рост аж 174 сантиметра, для гимнаста явный перебор… Руки тоже длинные – рычаг большой, для работы на «силовой», например, на кольцах – не лучший вариант, ведь приходится прикладывать в два раза больше усилий, чем маленьким гимнастам. Папа-тренер, который с момента появления Коли в нашей семье начал растить олимпийца, обратил длину в элегантную амплитудность, подобрал тактику, технику и уже к десяти годам было понятно – это будет красивый, техничный гимнаст.

Но главное, что досталось Коле – это характер. Именно благодаря своим волевым качествам он всё-таки получил олимпийскую медаль. Первую. В 27 лет. В нашем виде спорта «стареют» рано – девочки в 18 уже считаются «возрастными», мальчики к 25 годам – почти пенсионеры. Есть, конечно, исключения – Чусовитина, Йовчев, Драгулеску, но на то они и исключения…

Первой Олимпиадой для Коли должна была стать пекинская в 2008-м, за месяц до неё он получил тяжелейшую травму, лучевая кость оторвалась прямо с сухожилием, все спортивные врачи говорили, что это крест на спорте и чуть ли не инвалидность. В отчаянии я повезла брата в военный госпиталь в Красногорске, где собирали наших солдат и офицеров после страшнейших чеченских минно-взрывных травм, там нам сказали - шанс есть. Но Олимпиаду в Пекине Коля все равно смотрел со слезами на глазах. Не от боли, конечно, в прооперированной руке, а от обиды - все там, на главном спортивном мероприятии в жизни, а он перед телевизором. С гипсом и раскуроченной конечностью.

Тогда брат решил, что непременно восстановится и выступит на следующей Олимпиаде: «Готовимся к Лондону» - решительно сказал он. За эти четыре года он добыл медали Универсиад, чемпионатов Европы и мира, не хватало только олимпийской награды. Перед Лондоном – две травмы: спина и нога. С ногой всё настолько плохо, что больно наступать, не то что прыгать. Прямо перед соревнованиями доктор замораживает её до полного отсутствия каких-либо ощущений. Коля выходит, выступает, ведёт команду.

На последнем снаряде они - третьи, таблица сформирована, японец упал на коне. Уже объявлено по телевизору – бронза. Но японцы решили подать апелляцию, судьи пересчитали оценку и оставили Колю без медали. Я позвонила ему из очередной командировки, откуда-то из Ирана, связь была плохая, но никто ничего не говорил, мы просто молчали. А потом я расплакалась. Сквозь помехи, помню, Коля сказал: «Не плачь, всё равно у нас будет медаль, еще есть шанс...»

Этот шанс был последним. Следующие четыре года - подготовка к Рио: 3 тренировки в день, травмы, врачи, процедуры, диета, режим... Коля приезжал домой с тренировочной базы «Озеро Круглое» только раз в неделю в субботу вечером – высыпался до обеда, все время просил жареной картошки и часами говорил о тренировках. Не о том, как тяжело, а о том, что еще можно сделать для победы.

За три месяца до Рио сборная уехала в Пензу на чемпионат России. 1 апреля Коля выиграл золото, обеспечил себе путевку на Олимпийские игры. А вечером позвонил и сказал, что его отстранили от сборов и соревнований: допинг-проба дала положительный результат на мельдоний. В этот момент у него опустились руки – брат решил закончить со спортом. Переубеждать его или спорить было бесполезно – мы всей семьей и так понимали всю безысходность положения.

Две недели, которые пришлось прожить в таком состоянии до введения допустимой нормы мельдония, сложно описать - психологический ад. Несправедливость, от которой не хватало воздуха и было больно в груди. Коля не мог даже находиться на спортивной базе, по регламенту пришлось уехать тренироваться домой во Владимир. Там он еще и угодил в ДТП – слава Богу, цел... От легкой формы помешательства его спас итоговый допуск к Рио. Более того, он даже успел поехать в Швейцарию на чемпионат Европы и выиграть его командой.

Этот спортивный характер – удивительная вещь. Говорят, его можно воспитать, но у Коли он врожденный, как будто особый дар: выдержка, терпение, трудолюбие, концентрация, преодоление возможного и невозможного...

Вот на видеокадрах еще пленочной кассеты – брату 5 лет, первые в его жизни соревнования по ОФП, более крепкие мальчики подтягиваются перед ним по 10 раз, он подходит заключительным и делает на один раз больше – 11 подтягиваний.

Тогда он в первый раз почувствовал соревновательный дух и вкус победы. Затянуло на всю жизнь...

Сюжет:

Олимпийские игры в Рио

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27173 от 10 августа 2016

Заголовок в газете: 11 подтягиваний Коли Куксенкова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру