Блеск и нищета Рио: с какими рисками сопряжены Олимпийские Игры-2016

Оправдаются ли надежды бразильцев на Олимпиаду?

Меньше недели остается до открытия Олимпиады-2016. Как и положено, незадолго до начала Игр представители Международного олимпийского комитета посетили Бразилию — и вынесли вердикт, что Рио-де-Жанейро готов принять Олимпиаду. Летние Игры откроются 5 августа и продлятся до 21-го числа. Но спортивному празднику суждено пройти в очень непростое для бразильцев время. И как, пожалуй, всякое мероприятие такого масштаба, Олимпиада сопряжена с множеством проблем и трудностей. Преступность, проблемы с загрязнением окружающей среды, эпидемия Зика, экономический и политический кризис — не самый безоблачный фон для олимпийского праздника. А мэр Рио Эдуарду Паэш, не дожидаясь начала Игр, уже отозвался об Олимпиаде как о «потерянной возможности».

Оправдаются ли надежды бразильцев на Олимпиаду?
Фотл: olympic.org

■ ■ ■

«В солнечной Бразилии, Бразилии моей/ Такое изобилие невиданных зверей!». И речь, увы, идет не только о хрестоматийных диких обезьянах. Но и о москитах. Которые хоть и не являются «невиданными зверями», а разносят опасную инфекцию.

Несколько месяцев назад по миру распространилась информация о распространении заболевания Зика, разносимого комарами и вызывающего серьезные врожденные дефекты у детей. В Бразилии с диагнозом микроцефалия уже родились несколько тысяч детей, сообщала в начале февраля Би-би-си.

Признав в феврале вирус глобальной угрозой, Всемирная организация здравоохранения заявила недавно, что риск распространения вируса Зика в ходе Олимпиады в Рио крайне низок, так что не имеет смысла отменять или переносить Игры. Тем более что, по словам экспертов ВОЗ, в августе комариная активность в Бразилии не очень высока, а власти страны объявили москитам настоящую войну. Как бы то ни было, количество случаев заражения вирусом Зика в Бразилии с февраля по май упало на 87%.

Было проведено несколько десятков тестов в этом году, в том числе во время пика распространения Зика — и ни одного случая заражения среди 7 тыс. спортсменов, 8 тыс. волонтеров и 2 тыс. сотрудников персонала не было зафиксировано. Такие данные привел высокопоставленный медицинский чиновник, ответственный за Олимпиаду.

Тем не менее есть медики, которые призвали все-таки перенести Игры. А ряд спортсменов (например, гольфисты Рори Макилрой, Джорджан Спит и Джейсон Лэй) сочли, что благоразумнее отказаться от поездки на Олимпиаду. А прыгун в длину Грег Рузерфорд заморозил свою сперму в качестве меры предосторожности — если вдруг заразится вирусом Зика. Не захотел ехать из-за опасности подхватить опасный вирус и знаменитый спортивный журналист Би-би-си Ричард Конвэй...

■ ■ ■

Любое крупное спортивное мероприятие, на которое съезжаются десятки тысяч людей из разных стран, — это потенциальная мишень для террористов. И пусть Бразилия лежит вдалеке от главных «горячих точек» планеты, эта страна никоим образом не застрахована от атак экстремистов — тем более в дни Олимпиады, когда бразильцы ждут приезда до полумиллиона иностранных гостей.

Власти страны — хозяйки летних Игр выделили на охрану 85 тыс. солдат и полицейских. А недавние трагические события в Ницце вновь напомнили бразильским властям о необходимости усилить меры безопасности во время Олимпийских игр-2016 в Рио-де-Жанейро. Будут возведены ограждения на спортивных объектах, также станут проводить дополнительные личные досмотры. Обещано ограничение движения транспорта. Как сообщил министр спорта Бразилии, вооруженным силам выделяют дополнительно $24 млн на нужды безопасности.

По словам мэра Рио-де-Жанейро Эдуарду Паэша, особое внимание в плане обеспечения безопасности будет уделено олимпийским делегациям из тех стран, которые уже были объектами террористических нападений.

К слову, глава французской военной разведки заявлял, что у Парижа есть информация о том, что базирующиеся в Бразилии исламистские экстремисты планируют теракты против команды Франции на Олимпиаде-2016.

А ведь помимо джихадистов и экстремистов прочих мастей есть и преступность, которой «славится» Бразилия. В конце июня на знаменитый пляж Копакабана аккурат рядом с площадкой, где олимпийцы будут играть в пляжный волейбол, океан выбросил куски «расчлененки». Высказывались предположения, что это мог быть результат перестрелки, устроенной наркоторговцами в трущобах Рио. Да что там говорить, если этим летом был убит один из охранников мэра этого города...

В СМИ приводятся статистические данные: за первые четыре месяца этого года в Рио было зарегистрировано 2036 убийств.

И судя по некоторым признакам — далеко не все гладко с обеспечением безопасности на Играх. В начале июля в Рио прошла необычная акция протеста федеральных полицейских и пожарных — в аэропорту прилетающих встречала группа демонстрантов с лозунгом «Добро пожаловать в ад!»

Проблема заключалась в том, что стражам порядка не платят зарплату — а следовательно, те не могут гарантировать мира и спокойствия во время Олимпиады. Поначалу планировалось, что 9000 сотрудников Национальных сил безопасности, куда входят полицейские и пожарные, будут привлечены для обеспечения порядка в Рио. Но из-за финансовых проблем штата Рио-де-Жанейро численность этого персонала снизили до 6000. Приехавшие с разных концов страны в олимпийский город полицейские обнаружили, что жить им придется в довольно-таки спартанских условиях. В некоторых общежитиях не оказалось душей. В других — кроватей. Не радует пища, равно как и то, что селят приезжих в местах, где правит бал организованная преступность...

■ ■ ■

Предложат ли Олимпийские игры Бразилии путь выхода из кризиса или станут дополнительным бременем? Под таким заголовком вышел материал на сайте британского издания The Guardian. Вопрос совсем не праздный. Последняя пара лет для Бразилии была непростым временем — и в экономике, и в политике.

Начнем с политики. Менее чем за три месяца до открытия Олимпиады в Рио верхняя палата бразильского парламента проголосовала за начало процедуры импичмента в отношении президента Дилмы Русеф и за немедленное ее отстранение от обязанностей главы государства на время этой процедуры.

Напомним, что Дилма Русеф была обвинена в том, что скрывала истинный размер дефицита бюджета страны во время ее избирательной кампании в 2014 году. Кроме того, на имя президента пала тень скандала вокруг расследования коррупционных схем в контролируемой государством компании Petrobras. Утверждается, что бывший президент страны, союзник Дилмы Русеф, Луис Инасиу Лула да Силва будто бы участвовал в переговорах по назначению директоров в компанию, вследствие чего политические партии получали рычаги давления на Petrobras, которая финансировала их предвыборные расходы. Против самой Дилмы Русеф лично никаких обвинений в коррупции выдвинуто не было.

А ведь в 2009 году, когда Бразилия завоевала право стать хозяйкой Олимпиады-2016, рейтинги находившегося тогда у власти президента Лулы да Силва были одними из самых высоких в мире.

Сменивший же в качестве временного президента Дилму Русеф Мишел Темер не может похвастаться сколь-нибудь значительной популярностью.

В бразильской экономике дела обстоят весьма кисло. Характерный штрих: в середине июня власти штата Рио-де-Жанейро объявили о чрезвычайном положении в финансовой сфере. И предупредили, что трудная экономическая ситуация мешает выполнить обязательства по проведению Олимпийских и Паралимпийских игр. Впрочем, тут же содержалась просьба к федеральным властям помочь с деньгами...

К слову, еще осенью прошлого года организаторы Игр в Рио объявили о планах значительно — примерно на треть — сократить бюджет Олимпиады (планировалось потратить $3,6 млрд). Объяснялось это тем, что бразильцы не потерпят на фоне экономических трудностей перерасхода средств на торжества. Так что, например, решили сократить бюджет церемонии открытия (он составит всего 10% от того, который был потрачен на аналогичное мероприятие в Лондоне в 2012 году).

Уровень безработицы по стране достиг рекордных 11,4%. Упомянутая выше компания Petrobras, базирующаяся в Рио и считающаяся самым крупным работодателем в стране, за последние два с лишним года уволила более 60% своих работников.

■ ■ ■

— Любые Олимпийские игры — и Бразилия здесь не исключение — это подчеркивание определенного статуса страны, — комментирует профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ, специалист по Латинской Америке Виктор Хейфец. — Для бразильцев это часть общей кампании: Бразилия добивается реформы ООН для получения места постоянного члена Совета Безопасности, Бразилия активно расширяла свои связи со странами Африки и Латинской Америки, подчеркивая свою роль как регионального лидера. Олимпиада укладывается в этот контекст, подтверждая, что Бразилия — важное, крупное мировое государство. И если не брать во внимание нынешний экономический кризис и взять кривую конца ХХ — начала XXI века, то темпы экономического роста в этой стране получатся куда приличнее, чем у многих европейских государств. Но кризис, как это всегда бывает, начался не вовремя. И продолжается на фоне мощного внутриполитического скандала. Каким бы ни был его итог, все равно ожидания, связанные с Олимпиадой, подмочены. Скорее всего, будет меньше болельщиков — в связи с тем, что есть проблемы с обеспечением безопасности, с эпидемиологической обстановкой (вирус Зика). И эти проблемы вряд ли могут быть разрешены до начала Игр. Тем более были случаи, когда кто-то из бразильских спортсменов прямым текстом рекомендует не приезжать из-за существующих проблем. Или когда бразильские полицейские встречают приезжих с плакатами, на которых написано, что при такой низкой зарплате они не могут гарантировать безопасность.

— С чем все-таки связан нынешний бразильский кризис — ведь совсем недавно экономика этой страны действительно демонстрировала рост...

— Экономика развивается волнами. И сам по себе кризис — не только бразильский. Он во многих странах Латинской Америки. Просто в Бразилии он глубже. В чем-то перенапряглись, где-то сработал принцип «авось получится», где-то слишком много на себя взяли... Пока я не вижу выхода из этой рецессии.

— В этом контексте поможет ли экономике Бразилии Олимпиада или станет новым бременем для нее?

— На фоне нынешнего кризиса для экономики она, боюсь, плюсом не станет. При этом сохраняется и политический кризис: до сих пор неясно, состоится или не состоится окончательный импичмент президента Дилмы Русеф. Скорее всего, состоится. Дело тут даже не в том, виновата она или нет. Верховный суд снял с нее одно из четырех обвинений. Но проблема в том, что решение будет принято не исходя из этого, а исходя из политической целесообразности. Многие депутаты будут голосовать из тех соображений, что Дилма вряд ли сумеет вытащить сейчас страну из кризиса. У нее даже вырос рейтинг за последний месяц (с 15 до 20%), но это не меняет принципиально ситуацию. Все равно 80% не одобряют ее политику.

— Можно ли исключить вероятность политических волнений во время проведения Олимпиады?

— Они достаточно вероятны. На самом деле волнения в стране происходят постоянно. Вопрос в масштабе. Уровень популярности временного президента Темера очень невысок, правительство сотрясают коррупционные скандалы...

Сюжет:

Олимпийские игры в Рио

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27165 от 1 августа 2016

Заголовок в газете: Блеск и нищета Рио

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру