Я, конечно, сделал попытку позвонить Тане Кашириной – четырехкратной чемпионке мира по штанге в самой престижной весовой категории. Хотя очень долго собиралась с духом. И – честно, даже обрадовалась, когда она не ответила. Что бы я ей сказала: Таня, держись? Или: ничего-ничего, твое время еще придет?
Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро – это ее время. Время для победы четырехкратной чемпионки мира, не знающей сегодня себе равных. Ее проигрыш золотой медали в Лондоне, до которой не хватило одного дурацкого килограмма железного веса, четыре года не давал Татьяне покоя. Вся жизнь – ее и тренера – была подстроена только под это финал: Олимпиаду в Бразилии.
Не будет финала.
Мы знакомы с Таней очень давно, разговаривали и встречались множество раз, и я никогда не спрашивала о той истории с допингом десятилетней давности. А чего спрашивать-то? Пятнадцать лет, подросток. Самое начало пути, на котором возможно всякое. И люди вокруг разные, и дурь собственная.
А тут… Все-таки я позвонила тренеру Владимиру Краснову. И все-таки спросила: а что тогда было-то? Какой-то препарат, название даже тогда не знала, выступала по юниорам, маленькая совсем, расценили как несчастный случай, но выводы сделали на всю жизнь. «Как вы, как Таня?». Ответ передать не берусь. Опустошение – это мягкое слово. А Таня – да, плакала, теперь уже нет, что делать-то? Россия собирает наказание за всех…
МОК принял решение, которое позволило олимпийской семье делать с российскими спортсменами – причем, только с российскими - все, что угодно. Представьте на бытовом уровне, что человека, нарушившего закон, отбывшего наказание, спустя много лет «награждают» новым наказанием за то, давнишнее. Получите-ка за то, за что уже отсидели! Новые факты? Нет, не открылись, да и работали вы честно все это время, вины нынче никакой. Но – так надо! Ни срока давности, ни четких строчек о том в законах.
Кому надо-то? МОК только что сделал нам «хорошо» - не отстранил от Игр всю страну. А дальше началось просто выкашивание спортсменов, причем лидеров, из списков федераций. Татьяна Каширина, как и Виктор Лебедев, Юлия Ефимова, попали в первый же список потерь сборной России, как спортсмены с допинговым наказанием в карьере. Но ведь канадский юрист Макларен теперь снабжает федерации новыми списками – не озвученными в докладе!
А какого черта он вообще занимался не своим делом? Это было расследование ВАДА по предполагаемым нарушениям в Сочи. Вот и занимался бы конкретно Сочи! Говорит, времени ему не хватило на подробный анализ, так поменьше бы секретные списки составлял, глядишь, и сложилось бы все вовремя. А на зимних играх не бывает ни гребли, несущий потери день за днем, ни, например, плавания.
Да, FINA потребовала подробного отчета у Всемирного антидопингового агентства по семи российским пловцам, отстраненным от Олимпиады в Рио-де-Жанейро: Юлии Ефимовой, Владимиру Морозову, Никите Лобинцеву, Михаилу Довгалюку, Дарье Устиновой, Наталье Ловцовой и Анастасии Крапивиной. Но у троих из них нет никакой допинговой истории. А FINA ссылается как раз на доклад ВАДА, на его неопубликованное приложение.
И все мы знаем только, что те же Морозов и Лобинцев тренировались за рубежом и все это время находились под контролем USADA - Американского антидопингового агентства. Казалось бы, какие вопросы? Никто спортсменов ни в чем не обвинял, никаких претензий не было, даже мельдоний обошел их стороной.
Вот и Рио-де-Жанейро, похоже, обойдет. Хотя пока все российские пловцы, отстраненные FINA от Олимпийских игр, будут продолжать подготовку к Олимпиаде на сборах, пока не будет окончательного юридического решения по их случаям.
Глава Международной федерации плавания Хулио Маглионе, надо отдать ему должное, раскритиковал деятельность независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства под руководством Ричарда Макларена. «Члены комиссии Макларена превысили свои полномочия. ВАДА рано или поздно придется пояснить, что их функция - контролировать допинг, а не рассуждать о ситуации в той или иной стране. Это должен делать хозяин Олимпийских игр, то есть Международный олимпийский комитет».
Но толку-то? Нам поздно не надо, нам сейчас надо успеть что-то сделать. «Хозяин», конечно, сотворил нечто. Решение МОК запретить спортсменам с допинговым прошлым выступать на Олимпиаде, как считают многие, незаконно. В 2011 году Британская олимпийская ассоциация уже пыталась не допустить до Олимпиады спортсменов с допинговым прошлым. Но юристы спортсменов выиграли в CAS дело, доказав, что, с точки зрения кодекса ВАДА, это незаконно. Двойное наказание – вне закона.
Выиграл в 2011 году у МОК в Спортивном арбитражном суде и американский бегун Лашон Меррит, которого после отбытия наказания не хотели допускать до Олимпийских игр. Именно благодаря ему двойное наказание, казалось, исчезло из спортивной истории. Ан - нет, вернулось. История, как известно, любит наматывать круги.
Вот и сегодня юристы разного уровня и национальностей утверждают, что российские спортсмены с допинговым прошлым имеют хороший шанс выиграть иски в Спортивном арбитражном суде.
Сколько их будет? Новостные ленты уже страшно открывать. Охватывает бешенство. И – чувство беспомощности. Секретные приложения к «докладу Макларена» - как бомба для каждой федерации. Для каждого спортсмена – приговор.
Окончательная олимпийская заявка сборной России станет известна 28 июля. Из 387 спортсменов мы уже лишились почти под сотню. Подсчитать трудно, список растет стремительно. Это не просто спортсмены, это топ-уровень: олимпийские чемпионы - Исинбаева, Полякова, Ухов, призеры Олимпийских игр - Ефимова, Лобинцев, Морозов, Каширина, Забелинская, Архипова, Исинбаева, Кривошапка. Чемпионы мира - Лебедев, Адамс, Конева, Кучина, Меньков, Шубенков.
ОКР объявил, что не будет подавать никаких коллективных исков в судебные инстанции, по поводу спортсменов, которые оказались не допущены по критериям МОК. Спортсмены - кто захочет, сможет и найдет в себе силы - будут делать это самостоятельно. Часть исков, вероятно, Спортивный арбитражный суд будет рассматривать уже по ходу Игр.
Новостные ленты уже страшно открывать. Охватывает бешенство. И – чувство беспомощности. Секретные приложения к «докладу Макларена» - как бомба для каждой федерации. Для каждого спортсмена – приговор.
В среду Международная федерация гребли примет окончательное решение по количеству российских спортсменов, которые не будут допущены к участию в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Международная федерация гребли на байдарках и каноэ отстранила пятерых россиян из-за упоминания их имен в докладе Макларена, но вся Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ не будет полностью отстранена от соревнований. Самые последние потери на момент подписания номера газеты: Елена Антошина, Наталья Подольская, Александр Дьяченко, Андрей Крайтор, Алексей Коровашков. А это значит, что, например, Александр Дьяченко с Юрием Постригаем, олимпийские чемпионы в Лондоне в байдарке-двойке на дистанции 200 метров, отдадут свою воду команде Швеции.
…Поздно и даже нелепо писать какие-то письма. В сложившейся ситуации мы даже не можем протянуть спортсменам руку помощи. Спорт – это международная система, в которой мы до сих пор не научились жить. Имеем то, что имеем. И нас – имеют тоже.
МЕЖДУ ТЕМ
Российское пятиборье выступит в Рио неполным составом
Международная федерация пятиборья уведомила, что на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро не полетят два российских спортсмена — Максим Кустов и Илья Фролов.
Остальные члены сборной России — Александр Лесун, Доната Римшайте и Гульназ Губайдуллина.
Дисквалифицированные пятиборцы ни разу не сдавали положительные допинг-пробы. Однако они фигурируют в отчете Ричарда Макларена в числе тех спортсменов, чьи допинг-пробы были подменены.