Беды российского спорта начались почти сразу после триумфальных Олимпийских Игр-2014. В том же году был выпущен первый фильм немецкого телеканала ARD, который якобы разоблачал многочисленные нарушения антидопингового кодекса со стороны России. Впоследствии это развилось в различные отстранения и дисквалификации, а сейчас множество наших спортсменов страдает от мельдония, который многим закрыл путь на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро.
Первыми, кто лишился шансов поехать в Бразилию, стали легкоатлеты. Совет Международной федерации легкой атлетики (IAAF) принял решение оставить в силе их отстранение, а МОК к этому вердикту прислушался.
Но таким людям, как Трэвис Тайгарт — глава USADA — этого казалось мало и они всячески агитировали за полную дисквалификацию всей сборной России. Для этого нужен был лишь отчет Ричарда Макларена по Сочи-2014: если нарушения с российской стороны были бы доказаны, то под санкции попала бы вся национальная команда. Перед его публикацией основной мыслью было то, что нашу страну буквально выкидывают из олимпийского Рио-де-Жанейро.
Правда, оптимизм — единственное, наверное, что позволяет держаться в такой ситуации. Все без исключения российские спортсмены и тренеры до последнего надеялись и будут надеяться, что на Олимпиаду они все-таки поедут. А как иначе?
Тем временем, за пару часов до слов Макларена, триумфатор ОИ-2006, а ныне депутат госдумы РФ Светлана Журова, предостерегла: скоропостижных вывод делать не следует. Едва появится отчет от WADA, его надо будет перевести и детально изучить. Под микроскопом.
Наконец, пища для исследований появилась. 18 июня доклад был обнародован, в нем содержится 97 страниц. Основной посыл: Московская лаборатория покрывала российских спортсменов, сочинская лаборатория скрывала положительные пробы, а за всем этим стоял министр спорта РФ — Виталий Мутко. Спецслужбы также помогали государству в этом.
Более того, было сказано, что заместитель Мутко — Юрий Нагорных, лично решал, чью допинг-пробу можно подменить, а кто под защиту не попадет. По мнению WADA, с 2010 года в России была создана государственная допинг-программа, существовавшая до 2014 года. И работала она, как сказал Ричард Макларен, «хорошо, за исключением крупных соревнований».
Глава комиссии заявил, что у WADA имеются все необходимые доказательства и оспорить доклад практически не представляется возможным. После такой неутешительной для России речи, слово остается за Международным олимпийским комитетом: основываясь на отчете, именно он должен будет вынести решение относительно судьбы российских спортсменов на Олимпиаде-2016. Ожидается, что вердикт будет вынесен 19 июля.