Надо быть наивным, чтобы считать, что ИААФ в сложившейся ситуации, когда принято жесткое решение об отстранении нашей сборной от всех стартов на глазах у всего мира, может через какие-то дни от этого решения отказаться. Тем более, что на глазах всего мира разворачивался и в открытых уголовных делах продолжает раскручиваться процесс обвинения в коррупции самой головной организации мировой легкой атлетики. И ее президента Себастьяна Коэ, которого обвиняют в том, что он все не просто знал, но и принимал активное участие. Нам бы, конечно, не было до этого никакого дела, со своими проблемами хочется разобраться, но, увы, все в этом мире взаимодействует очень плотно. Проблемы Коэ – наши проблемы. А его спасение, и спасение чистоты мундира всей организации, так уж получается, частично – и в нашем «закапывании».
ИААФ «на своем поле» должна доказать абсолютную бескомпромиссность борьбы с допингом и любыми нарушениями. Не за горами новые разоблачения, и даже Великобритания вынуждена начать расследования в отношении собственных спортсменов, оказавшихся на базе в Кении. Только что в новой серии фильма немецкого телеканала ARD, которая вновь снята в основном скрытой камерой, авторы показали тренировочный центр в Итене - 2400 метров над уровнем моря, знаменитое место подготовки бегунов на длинные дистанции. На кадрах - пустые упаковки из-под ЭПО, использованные шприцы. А один из врачей центра - без документальной записи, - сообщил журналисту ARD, что поставлял допинг более чем 50 спортсменам, в числе которых были и три представителя Великобритании.
Но это все вопросы будущего. А Россия – очень большой кусок пирога, такому рот радуется. И смаковать можно долго. Так что – тут у ИААФ и ВАДА никаких «шаг вперед, два шага назад», только вперед.
Как известно, на саммите МОК 21 июня была дана рекомендация допустить до Игр-2016 отдельных спортсменов, не замешанных в допинговых скандалах. В ответ ИААФ выдвинула жесткие критерии отбора для спортсменов. Как заявил тогда президент ИААФ Себастьян Коэ, российские атлеты должны быть вне системы, вне своей страны, чтобы «мы могли проверить, являются ли они чистыми от допинга, свободными от пагубных влияний». И сразу же добавил: я думаю, пока речь может идти только об одной заявке.
И вот – от России к стартам все же допущена одна спортсменка. И это не информатор ВАДА Юлия Степанова, уже попробовавшая силы на чемпионате Европы в Амстердаме под флагом европейской ассоциации. Это Дарья Клишина. Спортсменка, оказавшаяся вне страны – потому что тренируется уже не первый год в Америке, а значит, с точки зрения ИААФ, вне системы. Проходит внесоревновательный контроль по линии ИААФ и Американского антидопингового агентства USADA. Прыгунья в длину уже несколько лет тренируется у американского тренера Лорена Сигрейва. Положительных проб или претензий со стороны проверяющих органов не было, а за имиджем не первый год следит известное маркетинговое агентство IMG.
«Я надеюсь, что не только у меня будут какие-то приоритеты для поездки на Олимпийские игры, что сборная России сможет поехать в Рио», - это Дарья сказала в Чебоксарах на чемпионате России, который выиграла, а затем сразу отправилась в Америку продолжать подготовку к Играм.
Получится ли у Клишиной выиграть медаль и там? Пока ее лучший результат в сезоне составляет 6,84 метра, и это десятое место в группе сильнейших. Лидеры все же предпочитают улетать за семь метров.
Под каким флагом может выступать Дарья? На данный момент и на любом старте под эгидой ИААФ – не под российским. Потому что ИААФ заявила, что подавать заявку россияне могут только как «нейтральные спортсмены», и разрешение дано именно «нейтральной» Клишиной. Правда, МОК заявлял, что в случае допуска на Игры спортсмены будут представлять национальный олимпийский комитет, а поскольку ОКР от Игр не отстранен, именно он будет подавать заявку на спортсменов, значит, и соревноваться они будут, представляя флаг России.
«Новость о том, что я имею право участвовать в международных соревнованиях, в том числе в Олимпийских играх, появилась сегодня поздно ночью, – написала Клишина на своей странице в Facebook. – Я очень рада. Хотела бы поблагодарить ИААФ за компетентное решение, и, конечно же, мою команду профессионалов, моих агентов Алексея Николаева и Оливье ван Линдонка, моих спонсоров, всех, кто поддерживал меня на протяжении всего этого времени. Моя особая благодарность моему выдающемуся тренеру Лорену Сигрейву, без которого моя карьера не была бы возможной».
Надо ли усматривать в словах «компетентное решение» что-то негативное? Кто-то усмотрит. Звучит на фоне недопуска всей сборной, конечно, «не в струю». Но ничего личного здесь нет – обычные имиджевые ходы.
Вынесение и продвижение каких-то важных решений, что в экономике, политике, спорте – вообще, конечно, не дело одной минуты. Все настолько связано, что, вырывая какой-то эпизод из контекста событий, рискуешь абсолютно неправильно оценить ситуацию. В любом деле есть действия «до» и «после». Что было «до» наказания нашей федерации и дисквалификации, всем известно. Что происходит «после», тоже понятно. С ИААФ мы были по разные стороны баррикад. Нынче – на время соединимся, нас объединяет общее ожидание: как и россияне, она теперь будет ждать решения Спортивного арбитражного суда.
…Позволю небольшое отступление. В Жуковском действующий чемпион мира в барьерном беге на 110 метров Сергей Шубенков после забега вынужден был ходить от диктофона к диктофону, от камеры к камере. Один из первых стартов, еще нет решения о продлении дисквалификации, есть слабые надежды на ее снятие. Подошли японские телевизионщики. Их представитель пошутила - констатировала, что они приехали в столь мерзкую дождливую погоду только ради Сергея и вот уже который час его дожидаются. «Я чист, ничего не ем», - рассмеявшись, сразу ответил Шубенков на вопрос, который в той или иной, завуалированной или прямолинейной, форме, ему был задан уже не один раз. Признался, что тяжеловато без стартов, ситуация на сегодняшний день такова, что соперники бегут немножко быстрее, но – что делать?
«Конечно, когда бежишь в компании с сильными ребятами, тянешься за ними. Я всегда был за то, чтобы соревноваться с лучшими. Когда в 2011 году у меня был выбор - ехать на чемпионат мира, стопроцентно «отваливаться» там уже в предварительных забегах или ехать на Универсиаду и бороться за призы - я, конечно, выбрал чемпионат мира. А сейчас выбора нет».
И вот ИААФ вновь не дала ему выбора. Вновь настаивает на его виновности. Причем, по словам тренера Сергея Клевцова, письмо с отказом из восьми страниц рассказывает о том, почему в российской легкой атлетике все плохо, а наши легкоатлеты не должны участвовать в соревнованиях. И конкретно к Сергею содержит одну претензию: в 2015 году Шубенков прошел выездной контроль ВАДА только восемь раз. А этого недостаточно для того, чтобы в ИААФ были полностью убеждены в его допинговой чистоте. (Вопрос, конечно, интересный, а десять было бы достаточно?)
Так и стоят теперь на всех сайтах две новости рядом – действующий чемпион мира Сергей Шубенков не допущен к стартам, а олимпийский чемпион 2012 года в беге на 110 метров с барьерами американец Арис Мерритт не отобрался на Игры, став в квалификационном забеге лишь четвертым. В сентябре прошлого года Мерритт перенес операцию по пересадке почки, возобновил тренировки в январе, времени на подготовку ему чуть-чуть не хватило. «Учитывая обстоятельства, я сделал все возможное», - переживает бегун. Спорт бывает безжалостным.
«В скором времени лишусь своего титула, и не могу ничего с этим поделать. Даже не могу съездить никому по физиономии. И самое печальное – обо мне даже не будут вспоминать», – переживал Шубенков в дни чемпионата Европы, до которого не был допущен.
Две судьбы. Два очень разных непопадания на главный старт.
ХХХ
На официальном сайте CAS сообщается, что Спортивный арбитражный суд объявит свое решение по иску Олимпийского комитета России к Международной ассоциации легкоатлетических федераций (об участии 68 российских легкоатлетов в международных соревнованиях, включая Олимпийские игры) не позднее 21 июля. Рассмотрен он двумя днями ранее. ОКР и ИААФ заключили арбитражное соглашение, выбрав CAS в качестве последней инстанции для разрешения спора об участии 68 спортсменов в Олимпиаде. Спортсмены просят CAS рассмотреть обоснованность и область применения ряда правил ИААФ по допуску к соревнованиям и установить, что любой российский спортсмен (при условии выполнения квалификационных требований) может участвовать в Играх-2016, если в настоящее время на него не наложены санкции за нарушение антидопинговых правил.
Как считают в ОКР, озвученные ИААФ отказы всем нашим легкоатлетам не стали неожиданностью.
- Олимпийский комитет России был готов к тому, что до решения CAS по иску ОКР и 68 российских легкоатлетов ИААФ будет применять оспариваемую нами незаконную норму в отношении спортсменов, которые подали индивидуальные заявки на допуск к международным соревнованиям, - говорит руководитель правового управления ОКР Александра Бриллиантова. - Отказ ИААФ только подтверждает правомерность наших претензий, изложенных в апелляции. И в случае положительного для нас решения CAS (а мы уверены как в беспристрастности и независимости CAS, так и в обоснованности наших требований) все 68 атлетов смогут принять участие в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро под российским флагом.
Вот так бы и закончить эту историю. Так бы и оборвать надеждой бесконечно угрожающую ситуацию, выматывающую силы спортсменов, подвешенных в состоянии обреченной невесомости. Ведь даже ИААФ, наверное, вздохнет с облегчением.
Но пока, несмотря на разрешение, данное Дарье Клишиной, у нас нет ни одного легкоатлета, имеющего полное право участвовать в Олимпийских играх. Потому что и выступление «нейтральной» Клишиной – пока в той же невесомости. ИААФ оставила за собой право забрать у Даши разрешение, если ожидаемый в середине июля доклад Макларена по предполагаемым нарушениям в Сочи-2014 даст на то дополнительную информацию. Другими словами – докажет, что у нас нет спортсменов «вне системы». И тогда Клишина тоже окажется спортсменкой с «пагубным влиянием».