Представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил о том, что против экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова возбуждено уголовное дело. Такое решение принято по результатам доследственной проверки по материалам в СМИ. Родченков в интервью заявил о многочисленных нарушениях антидопинговых правил в российском спорте, в том числе и с его участием. Сегодня - обвиняется в злоупотреблении полномочиями. Будем прямолинейны: если дело заведено, значит, есть доказательства? Значит, хотя бы часть, пусть самая малая, сказанного Родченковым, может оказаться правдой?
Вопрос текущих дней и лет: нулевая терпимость к допингу, а нас упрекают именно в ее отсутствии, – как измеряется?
«МОК приветствует и поддерживает сильную позицию ИААФ в борьбе с допингом. Она соответствует и позиции нулевой терпимости к допингу со стороны МОК. Комитет принял к сведению позицию ИААФ, доклад и рекомендации рабочей группы. Исполком МОК полностью уважает позицию ИААФ. Критерии отбора спортсменов на любые международные соревнования, в том числе Олимпийские игры, являются вопросом соответствующей международной федерации», - говорится в релизе Международного олимпийского комитета.
Залезла в текст доклада, озвученного на совете ИААФ, начала читать. Поняла, как измерял эту терпимость совет. Построен доклад во многом на абсолютно эмоциональной составляющей. И можно было бы поставить это исключительно в вину докладчикам. Мешает лишь осознание того, что она, составляющая, не придумана, она – срез нашей жизни из эмоций, высказываний, оценок. Вот, например, мы, журналисты, спрашивали легкоатлетов о том, что они думают о последних событиях, а ответы, оказывается, ложились в доклад. Конечно, и это тоже надо подчеркнуть, те, которые подтверждали нужную мысль.
«После того, как г-н Чегин получил пожизненную дисквалификацию в марте 2016 года, ряд тренеров и спортсменов публично утверждали, что его наказание – политически мотивировано и попросили президента Путина заступиться, чтобы «восстановить доброе имя настоящего профессионала и истинного патриота».
b. Олимпийский чемпион Юрий Борзаковский сегодня - главный тренер сборной России, и позиционирует себя, как лидера «новой генерации» чистых атлетов России. Мистер Борзаковский и его коллега олимпийская чемпионка Елена Исинбаева публично подвергали сомнениям содержание доклада независимой комиссии ВАДА, как «беспочвенные». Хотя в интервью с ними выяснилось, что ни один из них не читал доклад. Кроме того, Борзаковский настаивал, что в сборной российской легкой атлетике нет проблемы с допингом, а также отказался признавать положительные допинг-тесты на эритропоэтин и отклонения в биопаспортах, так как для обнаружения используются «недостоверные» методы.
с. В мае комиссия интервьюировала нескольких атлетов, которые уличены в нарушении правил и были дисквалифицированы. Тем не менее, эти атлеты настаивали, что у них не было подтвержденных нарушений, и отрицали наличие культуры допинга в российской легкой атлетике. И только один из них был готов признать, что использовал допинг.
d. Проведенные интервью показывают, что и другие спортсмены национальной команды практически все заняли такую же позицию. Был только один момент искренности, когда отстраненный спортсмен заявил: «Я могу только сказать, что заниматься спортом на таком уровне просто невозможно без фармакологической помощи. Просто невозможно».
e. Повторное тестирование проб Пекина-2008 выявило одиннадцать неблагоприятных результатов для русской легкой атлетики, тестирование образцов Лондоне-2012 - еще пять. Одна из спортсменок, Татьяна Фирова, призер Олимпийских игр, специализирующаяся в беге на 400м, заявила в интервью на прошлой неделе: «Обычные люди могут принимать запрещенные вещества, если захотят. Так почему этого не могут делать атлеты? Как еще мы сможем добиться высоких результатов?».
Подобное отношение показывает явное неуважение к антидопинговым правилам:
4. …Юлия Степанова и ее муж Виталий Степанов. Только на прошлой неделе пресс-секретарь президента Путина представил Юлию как «Иуду». Возможно, в результате подобной трактовки, на сегодняшний день в большинстве интервью спортсмены или опровергали совершение нарушений, или молчания о том, как совершались преступления и кто был соучастником. Например, один молодой спортсмен, в частности, заявил, что он никогда бы настучал на все, что он видел, потому что это не его путь».
И так далее…
Уже много лет назад, еще до Олимпийских игр в Ванкувере группа коллег собрала часто задаваемые вопросы по допингу. Ответы получились простыми и убедительными.
Существует ли международное антироссийское антидопинговое лобби?
«Не существует. Зато есть так называемое целевое тестирование, когда антидопинговые службы проверяют не всех подряд, а тех, кого надо проверять. Адресные меры всегда более эффективны, мотивы же могут быть самыми разными: проблемный вид спорта, любая подозрительная информация, медицинское предположение, банальный «стук». По ряду признаков выявляется, на кого и на что поставить капкан. Посыл такой: надо бы проверить. И проверяют.
Если в какой-то стране учащаются случаи применения допинга, сокрытия положительных проб, изъятия у допинг-офицеров анализов на таможне (в России подобные меры мотивируются борьбой за биобезопасность) - WADA и международные федерации вправе насторожиться. И запустить программы дополнительного внешнего контроля. Международное сообщество, по сути, помогает обеспечить такой стране нормальный антидопинговый контроль. Конечно, до этой обидной ситуации дело лучше не доводить.
Является ли Россия в настоящее время объектом применения специальных программ?
В отдельных видах спорта к России особое внимание, от этого никуда не деться, сами напросились. В биатлоне, легкой атлетике, гребле - в первую очередь. Здесь нас проверяют чуть больше, чем остальных. Правда, ненамного. Так, в прошлом году (2008-м) целевое тестирование россиян в легкой атлетике составило около 180 проб, американцев - примерно 140, китайцев - 130. Цифры вполне сопоставимы, несмотря на громкие случаи с нашей легкоатлетической женской семеркой, пятью ходоками и так далее.
Россию не считают империей допингового зла. При этом важно все-таки не испытывать бесконечно чужое терпение. Нарушения в одних и тех же видах спорта, неспособность навести порядок вредят взаимопониманию. Мы начинаем казаться в своем допинговом постоянстве либо недалекими, либо наглыми людьми.
Может ли WADA стать инструментом политического давления на Россию?
Исключено. Интересы входящих в WADA организаций и отдельных чиновников слишком разрозненны, чтобы организованно мстить кому-то и уж тем более выполнять чей-то заказ. Норвежцы, американцы, англичане, шведы и так далее в принципе не способны договориться и во всех видах спорта выступить единым строем против России. Если только мы сами их на это не спровоцируем».
…Времена меняются. Политические потрясения все же давят на умы. Можно быть глупым и наивным, чтобы думать: все чисто в спортивных структурах, призванных не только объединять, но и карать. Можно быть оголтелым и уверенным: давят нас, и только нас. Но ведь и недалекими мы казались, и наглыми, и провоцировали. И спровоцировали.
Конечно, не все. Мы разумно призываем сегодня к персонифицированной ответственности. А логика оппонентов такова: «Критики утверждают, что мы приняли несправедливое решение относительно «чистых» российских спортсменов. Я хочу, чтобы в этом вопросе была предельная ясность: мы не принимали решений против «чистых» спортсменов. Мы оценили систему и культуру, внутри которой соревнуются все российские спортсмены. Это испорченная система, которая бросает тень на каждого атлета, являющегося его частью… В основе доклада рабочей группы была фундаментальная реальность, которая подтвердила, что эта система не признает основной принцип спорта - защиту спортсменов и обеспечение безопасной и «чистой» среды, где они могут конкурировать. Это не инструмент для ведения переговоров. Здесь была система, которая портила каждого спортсмена в российской легкой атлетике». И против этой логики, озвученной президентом ИААФ Себастьяном Коэ, как ни восстает все внутри, тоже не попрешь с уверенными криками: все не так, неправда это!
Вот и теперь - таких подстав целой стране, как устроил тот же Григорий Родченков, еще не было в истории. Вдумайтесь только: будет достаточно доказать хотя бы один озвученный уже сочинский эпизод, чтобы на фоне признанного уже спортивным сообществом отсутствия «нулевой терпимости»… Даже произносить не хочется.
А ведь председатель независимой комиссии Международного антидопингового агентства Ричард Макларен предоставил главе инспекционной комиссии ИААФ Руне Андерсену предварительную информацию о расследовании в связи с заявлениями бывшего главы антидопинговой лаборатории Григория Родченкова.
По словам Макларена, существуют «достаточно убедительные доказательства, которые подтверждают, что были направляемые государством манипуляции с результатами анализов в антидопинговой лаборатории в Москве, по крайней мере, с 2011 года, включая период проведения чемпионата мира по легкой атлетике в Москве в 2013 году». А минспорта России советовало лаборатории, какие положительные результаты допинг-тестирования могут быть переданы в WADA, а какие нужно скрывать, по информации комиссии, Родченков заявил, что во время ЧМ-2013 в Москве допинг-пробы подменялись.
Никто из нас не знает пока, что это за «достаточно убедительные» доказательства последуют от Родченкова. И без них плохо. Но они, любые, даже если будут из серии «он сказал», прекрасно лягут в «отсутствие культуры нулевой допинговой терпимости». А если уж будут иными…
Полный отчет будет опубликован 15 июля. Но, кажется, взрыв прогремит значительно раньше.