Сегодня на суде для одного из россиян, 29-летнего директора по работе с болельщиками «Локомотива» Алексея Ерунова, французская прокуратура сперва вообще просила 30 месяцев — получил он два года. Сергей Горбачев и Николай Морозов - 18 и 12 месяцев соответственно. В качестве доказательств их вины были предоставлены видеозаписи беспорядков...
А вот что сообщили те, кто после пресловутого задержания в автобусе были отпущены.
«РФС отправила официальную делегацию на Евро-2016, целью которой является проведение перфоманса и организованного боления на футбольных матчах Российской сборной, - рассказывает Татьяны Темнохуд. - Для этого был организован бесплатный самолёт во Францию и два автобуса. Официальная делегация, 25 человек, проживала в отеле Ibis, в Каннах. Соответственно, список этих людей и их паспортные данные жандармерия легко получила. Когда наш автобус «приняли», в нем находилась официальная делегация, плюс болельщики, которые просто заняли места в автобусе, чтобы добраться до города Лилль».
Автобус с российскими болельщиками остановили в 6. 30 утра. «Все выглядело, как спецоперация. Автобус сопроводили до отделения жандармерии и, окружив, потребовали выходить по одному с вещами, - делится один из болельщиков. - Автобус окружило не менее ста жандармов и полицейских. Было принято решение не сдаваться и не выходить. Нарисовали даже соответствующее воззвание на футболке».
«Так как реально было страшно, мы объявили, что процедуру досмотра и опознавания личностей будем проходить только в присутствии консула», - делится Татьяна Темнохуд.
Двух россиян, которые все-таки вышли из автобуса, тут же повязали и отправили в центр депортации, однако позднее вернули обратно. Около гостиницы были задержаны еще два россиянина, которые не поехали в Лилль, а также водитель второго автобуса, который спустился на завтрак.
В автобусе между тем наступила адская жара. Жандармы потребовали заглушить двигатель, а это означало, что перестал работать кондиционер, туалет и не открывались люки.
«Находиться в автобусе было невозможно, мы выходили, чтобы глотнуть свежего воздуха. Но когда к нам приближались военные, мы снова заскакивали в автобус. После долгих передряг главный жандарм объявил список «особо опасных преступников», который полностью соответствовал списку проживающих в гостинице. В том числе я, секретарь ВОБ Ирина и ещё одна девушка, которая даже не была на матче», - рассказывает Татьяна.
Татьяна Темнохуд на своей страничке выложила фотографии, подтверждающие, что во время беспорядков в Марселе они с мужем посещали остров с замком Иф, а потом направились на матч Россия - Англия.
Через 6 часов ожидания приехал российский консул. После переговоров всех присутствующих в автобусе повели на процедуры досмотра и допросы.
«Сложно описать, что это было! Пишу для того, чтобы сказать: мы не оказывали сопротивления властям, мы ждали консула, и мы боялись!», - пишет Татьяна.
«Мы решили, что нас проверят и отпустят. Не тут-то было. Народ начал выходить с вещами - в каком-то гараже организовали центр по установлению личности, там же производили досмотры личных вещей, - пишет один из болельщиков. - Сразу стало понятно, что нас кинули… Просто бросили на растерзание карательной французской машине. Мы оказались разменной монетой в политической игре».
За задержанными российскими болельщиками, между тем, прибыла полиция из Марселя. 43 человека, в том числе и водителя, посадили в автозаки, в тесные клетки. «Это такой железный стакан на одного небольшого человека. Всю дорогу я спал в неудобном положении, в эдакой позе эмбриона…», - пишет один из болельщиков.
«14 июня стало самым худшим днем в моей жизни, - делится в свою очередь секретарь ВОБ Ирина. – Я побывала в настоящем аду. Нас, как уголовников, запихнули в машины с клетками, и больше двух часов, в невыносимую жару, без остановок, кондиционеров, мы тряслись до Марселя. Там меня привели к прокурору, который объявил, что я задержана на сутки, а может, и более.
После осмотра «врача», который сидел без халата и курил в окно, я попала в руки мадам, которая пыталась найти у меня раны и синяки на теле, подтверждающие что я участвовала в драках в центре Марселя. Потом начался многочасовой допрос, и снова проверка всех вещей… Как уголовницу меня фотографировали с номерной табличкой во всех ракурсах, сняли все отпечатки пальцев, взяли слюну и, как животное, закинули в камеру».
Срок задержания был продлен до 48 часов. Шли допросы в присутствии переводчиков. Следователей больше всего интересовало время, когда проходил матч Россия - Англия. У россиян забрали телефоны. Жандармов интересовали фотографии на них.
Болельщиков поместили в одиночных камерах размером 4 на 1,7 метров, в дальнем углу был унитаз и умывальник, спать пришлось на каменных нарах с клеенчатым матрасом.
«Сплошная грязь и антисанитария. Хорошо одно - постоянно работала вентиляция», - так охарактеризовал место своего содержания один из болельщиков. В частности, он написал: «Нас не кормили целый день, поэтому я сразу же потребовал еду.
Мне выдали запечатанную тарелку с горячим, разогретую в микроволновке. Утром я спал как убитый, просыпаясь лишь на время, когда открывали дверь камеры. Я потерял счет времени и не мог понять, сколько я проспал. По коридору водили наших парней на допросы. Кто-то бил в дверь своей камеры и что-то кричал. Вскоре пришли и за мной… «По счастливому стечению обстоятельств», я был освобожден, так как не имел отношению ни к чему, что могло заинтересовать местные власти. После допроса отпустили всех женщин, пожилого мужчину, а также водителей.
Отпустили еще одного фаната, так как испугались за его здоровье, не решившись взять на себя ответственность. Впоследствии бедолаге стало совсем плохо - жизненно необходимые лекарства остались в захваченном автобусе на стоянке под Каннами. В итоге парень оказался в реанимации, и, как сказали врачи - еще час и было бы поздно. Желаем Алексею выздоровления».
20 болельщиков было решено депортировать. В их числе оказался руководитель ВОБ Александр Шпрыгин и руководители фан-клубов. В течение пяти дней их собираются отправить в Россию.
А тех, кого освободили, на консульской машине отвезли в дом к русской женщине - главе ассоциации Российско-французский альянс в Марселе.
«Сейчас мы, 5 девушек и 9 освобождённых мужчин, находимся в гостях у чудесной женщины, русской эмигрантки Тамары Васильевны, - пишет Татьяна Темнохуд. - Мы не ели, не мылись почти двое суток, и она гостеприимно встретила нас. Готовится ужин на 20 человек. С нами еще два водителя. Ребята принимают душ. Тамара Васильевна даже готова постирать всю одежду ребят. Девушки будут спать в её красивом доме, а парни - в автобусе».
«Эта добрая женщина всех приняла, накормила и оставила на ночлег. Её старинный особняк пропитан духом «белого движения» и русских дореволюционных традиций. В частности, на столе я заметил книгу о Русском Корпусе», - делится болельщик.
Все собравшиеся пришли к выводу, что это был не просто захват автобуса, а четкая политическая провокация. Один из жандармов сообщил болельщикам, что «добро» на их задержание поступило с самого «верха».
Читайте полную стенограмму суда над тремя российскими болельщиками во Франции