Маленький аэропорт славного города. Стою и жду, когда откроются двери и можно будет получить свой чемодан. Но спортсмены в тех самых известных футболках прошли мимо меня, и я озадачился: ну, не может же быть такого, что они приехали в Оренбург без вещей, ведь явно эти люди – имеют отношение к MMA? Но, как выяснилось через пару мгновений, это самое отношение они имеют даже большее, чем ожидалось в начале.
Промчавшись мимо меня, они обступили специальные весы, на которых взвешивают багаж. И, по возможности, снимая с себя некоторую одежду, вставали на них по очереди. Да, ребята «гоняли» вес и им нужно было срочно проверить, влезают ли они в категорию и сколько еще времени они не смогут отведать оренбургского гостеприимства.
***
Отель. Вот, участники второго по значимости боя вечера – Штефан Пютц и Андрей Селедцов – стоят и довольно фотографируются друг с другом. А следом российский спецназовец собирает вещи и уходит… В театр, на спектакль «Первая любовь Дон Жуана». Говорит, что понравилось. А Пютц после этого грустно смотрит на еду в столовой, которую уплетают его тренеры, и мечтает, наверное, об этом же. Увы, пока нельзя – взвешивание будет лишь утром.
Виктор Немков – на тот момент еще обладатель чемпионского пояса в полутяжелом весе, вполне обычно для себя ходит, с виду – мрачнее тучи. Но эту особенность бойцов из Старого Оскола мы все уже прекрасно знаем: пока эта методика замкнутости и некой отстраненности приносит победы, от нее никто отказываться не собирается. Но тогда, когда я подумал о мрачности Немкова, я увидел его оппонента – Рашида Юсупова. Представитель клуба «Горец» выглядел так, что Витя по сравнению с ним – солнце не менее яркое, что заставляло меня не выключать в Оренбурге кондиционер в номере.
- Рашид, если на тебя посмотреть, то в сравнении со всеми участниками главных боев, сгонка веса далась тебе тяжелее всех. Это так?, - спросил я у него позже на пресс-конференции после взвешивания.
- Да нет, в целом она проходила нормально. Наверное, показалось, - ответил мне Юсупов, с почти натуральной улыбкой.
***
На турнир я пришел, когда чемпионат России был уже в самом разгаре. Из первого ряда за происходящим наблюдал Федор Емельяненко – в конкретно этот день он в первую очередь был президентом Союза MMA. Особое внимание приковывал к себе Абдулманап Нурмагомедов. Прославленный тренер выводил многих бойцов, те отвечали ему завоеванием медалей разного достоинства, а со стороны на это смотрел его сын Хабиб, у которого, как мне хочется верить, главная победа еще впереди.
То, как секундирует ребят Абдулманап – история отдельная. В момент подсказок он превращается в разъяренного тренера, а когда к нему подходят сотрудники службы безопасности (с неизвестно какой, но претензией или просьбой), Нурмагомедов-старший со спокойнейшим лицом соглашается с ними, хотя кажется, что ему сейчас вообще не до них. И с точно таким же спокойным лицом он стоит на объявлении судейского решения. Когда ринг-анонсер торжественно заявляет о победе бойца Абдулманапа, тот… Не аплодирует подопечному, а идет на встречу к его сопернику и дает тому попить воды.
Чемпионат России плавно перетек в турнир M-1 Challenge 66, который начался с минуты молчания в память о погибшем в Сирии российском солдате: Александре Прохоренко. На большом экране выводились его фотографии, а переполненный зал вспоминал подвиг «русского Рэмбо».
***
Пока соревнования набирали обороты и в ринге выясняли отношения Тимур Нагибин и Михаил Коробков, я отправился посмотреть, что же происходит в раздевалках. Вполне традиционно я не нашел там Пютца: немца на каждом турнире приходится искать по всем уголкам стадиона. Виктора Немкова не спеша тейпировали, Андрей Селедцов растягивался и примерял форму спецназа, а Рашид Юсупов с уже гораздо более веселым лицом, нежели на взвешивании, активно разминался.
Штефан оказался этажом выше. В самой дальней душной комнате, которая холлом отделялась от кабинета, в котором проходил… Выпускной начальной школы. Один мальчик решил, что наблюдать за Пютцем дело гораздо более увлекательное, чем бутерброды с классной руководительницей и пародия на «Гарри Поттера» в исполнении его друзей.
- Интересно?, - спрашиваю его я.
- Да, - скромно ответил мальчик.
- Как думаешь, кто выиграет?
- Не знаю. А кто против него будет драться?
- Русский.
- Тогда не выиграет.
- Почему?
- Потому что там русский. Но бой все покажет, - школьник закончил наш диалог фразой, которую обычно употребляет самый искушенный в мире MMA человек, который, как вы помните, тоже был в пределах арены.
К сожалению для мальчика, дебютант M-1 дал отпор матерому Пютцу лишь в первом раунде, последовательно проиграв два остальных. Штефан вернулся в гонку за пояс, после чего бойца окружила толпа болельщиков. Все-таки он: феноменальное явление. Где бы он не выступал, как бы не закончился его поединок, куча людей мечтает с ним сфотографироваться и пообщаться. «Терминатор» никому не отказывает, попутно делясь своими мыслями со мной.
- Плохое я выдал представление, плохое…
- Но ты же выиграл.
- Да, но я не смог его финишировать. Понимаешь, Алексей? Мне было очень важно закончить бой досрочно.
Не найдя для него слов утешений, мы вместе отправились смотреть за боем Немков – Юсупов. Когда я пытался пообщаться с Пютцем вновь, он коротко ответил: «Я должен внимательно следить за этим поединком. Один из них – мой будущий соперник».
В ринге в тот момент происходило невероятное. Малоопытный по меркам Старого Оскола Рашид перебивал Виктора и забирал раунд за раундом. С коллегой Александром Лютиковым у нас возникли сомнения, что «Горец» сможет держать такой темп все пять пятиминуток, но он не просто сделал это, а еще и довольно легко устоял при бескомпромиссном штурме Немкова. Как итог – новый чемпион организации в полутяжелом весе.
- Угол у нас что-то сегодня неудачный, - говорит Селедцов в раздевалке, когда туда заходит Витя.
- Твой бой тебе как?
- Развиваться надо. Но дури в Пютце, конечно, просто пипец. Я чувствовал, что технически могу исполнить прием, а потом я просто упирался в него и ничего не получалось. Он на немецких колбасках, что ли?..
Обращаюсь к Немкову с вопросом, как он. «Никак», - сказал он и приложил лед к лицу, которое все больше напоминало одну сплошную гематому.
В соседней раздевалке в тот момент уже вовсю праздновали победу «Горцы».
- Ну что, Леш, сегодня я получше выгляжу, чем на взвешивании?, - спрашивает меня Рашид.
- Да. Так все-таки проблемы действительно были?
- Не мог же я признаться при сопернике, что мне было очень плохо. А так на самом деле и было. Но мне удалось хорошо восстановиться, - ответил новоиспеченный чемпион. – Есть у кого-нибудь ножницы? Бинты разрезать надо.
- У Вити Немкова только что были.
- Витя сейчас их мне вряд ли даст, - улыбнулся Юсупов.
***
В отель я вернулся где-то в пол 3-го ночи. На ресепшене меня ждал сюрприз: у стойки одиноко стоял Юсупов и крутил в руке телефон, который был безнадежно разряжен. Я предложил Рашиду позвонить, куда ему надо.
- У тебя роуминг, наверняка. А мне в Махачкалу надо позвонить, маме. Я с ней еще не разговаривал, а мои бои она не смотрит.
Спустя пару предложений я все же уговорил Рашида забыть про роуминг и на том конце провода из динамика послышался до сих пор взволнованный голос женщины, которая воспитала обладателя титула.
В аэропорт на такси мы отправились вместе. Еще Сухраб Магомедов был, который активно беседовал с водителем.
- Я так мечтал вчера попасть на турнир! Но не вышло – работы было очень много. А ты стал чемпионом?, - спросил таксист у Юсупова.
Рашид ответил утвердительно и спустя пару мгновений на квитанции для оплаты расписывался мужику с пожеланиями всего наилучшего. Сухраб подсказывал: от чемпиона в полутяжелом весе. Рашид к новому статусу еще не привык.
Проезжая мимо СКК «Оренбуржье», где еще несколько часов назад проходили жаркие баталии, Магомедов воскликнул:
- Какой же фартовый для нас этот город! Рашид, защиту пояса тоже надо будет здесь проводить. Эх… Прощай, Оренбург!
- Почему прощай?, - вмешался я. – Может, до свидания тогда?
- Точно. До свидания, Оренбург!..
Оренбург