Миллион тостов за Бышовца: неповторимый тренер отмечает 70-летие

Юбилей

23 апреля отмечает свой 70-летний юбилей Анатолий Бышовец. Сказать просто, что речь идет о выдающемся игроке, а впоследствии и тренере, — все равно что не сказать ничего. Во многом он был первым. Он открывал многочисленные таланты. Он приводил сборную СССР к победе в футбольном турнире Олимпиады-1988. Наконец, именно за него, Бышовца-футболиста, итальянский клуб предлагал миллион долларов — деньги по тем временам не просто огромные — непостижимые. Об этом даже в одной из своих песен упомянул Владимир Высоцкий:

«Но недаром клуб «Фиорентина» предлагал мильон за Бышовца».

Юбилей

Накануне юбилея Анатолий Федорович заглянул в гости в «МК». Кажется, что за столь продолжительное время знакомства с нами он успел рассказать все свои истории, но каждый раз Бышовец предстает неиссякаемым источником уникальной информации, а разговор с ним даже на самые приземленные и праздные темы в один миг раскрашивается всеми цветами радуги, радуя нестандартностью подхода и емкостью формулировок собеседника.

О его любви к стихосложению и эпиграммам, пристрастием к которым, быть может, с ним поделился его близкий приятель и признанный мастер стихотворного жанра Валентин Гафт, мы знали. Но Бышовец раз за разом доставал из рукава очередное зарифмованное творение, как только во время разговора возникала необходимость проиллюстрировать, пояснить свою мысль. И рифмы эти были настолько вкусны и сочны, что мы не смогли не поделиться ими с читателями.

«ЛУЧШЕ ВСЕГО ЛЮДЕЙ СБЛИЖАЮТ ДЕНЬГИ И ПОРОКИ»

— Анатолий Федорович, как же быстро летит время! Только что вспоминали ваше интервью, которое вы давали «МК» ровно 5 лет назад, накануне 65-летия. Тогда близкое вам «Динамо» переживало не лучшие времена, а вы говорили, что с удовольствием поставили бы точку в своей тренерской карьере работой с бело-голубыми. Прошло 5 лет, вы на данный момент не заняты ни в одном клубе, а «Динамо» опять на краю пропасти…

— Не стану скрывать: разочарование от того, что происходит в «Динамо», присутствует. Нет перехода от одной фазы развития клуба к следующей. Это ведь как политические реформы — всегда в России идут тяжело. В футболе, как и во всей стране, реформы часто проводят для проформы.

Дураки и дороги.

Ничего не изменилось!

Реформы для проформы,

А дороги ниже нормы.

«Динамо» — клуб с великими традициями, а за этими традициями стоят конкретные люди, которые их закладывали. И что мы видим сейчас? Череда постоянно меняющихся тренеров и игроков при отсутствии разборчивости в выборе. Причем эта неразборчивость объясняется отсутствием критериев отбора.

В жизни ничто так не раздражает, как бытовые мелочи и непрофессионализм. За последние 5 лет я даже научился радоваться, когда мне не предлагают работу в клубе, в который меня отправляют слухи. Часто понимаю, как сложно было бы работать при отсутствии взаимопонимания и единства в клубе, вне зависимости от его названия.

С высоты прожитых лет могу утверждать, что самая крепкая дружба получается, когда в качестве общих интересов фигурируют финансовая составляющая или пороки. На этой стезе люди сходятся превосходно. В футбольном клубе — примерно тот же процесс. Необходимо создать команду единомышленников, обеспечить нравственную и идейную совместимость. Но финансы и пороки здесь не помогут — на таком фундаменте нельзя строить клуб.

— Ваши слова похожи даже не на совет, а на футбольную молитву…

— Я, моя жена, мои дети — люди верующие. Мы много лет соблюдаем пост. Вера объединяет. Меня не покидает вера в наших футболистов, вера в себя.

Отлично знаю Андрея Кобелева, который играл у меня, как и его помощник Александр Смирнов. О Романе Березовском даже не говорю. Отличные игроки, перспективные тренеры, но «Динамо» явно находится в глубоком кризисе. Необходимо искать выход.

Помню, как я возглавил португальский «Маритиму». У меня было всего две недели на подготовку, за которые надо было привести команду в порядок. И я принял решение увезти игроков на остров. Капитан команды подошел ко мне и спросил: «Мистер, у нас будет подготовительный период?» Отвечаю, что мы должны принять решение совместно, и предлагаю ему встать на весы. После того как он сошел с весов, капитан произнес одну лишь фразу: «У меня нет вопросов». И ведь та команда выбралась из ямы, и мы вполне могли завершить чемпионат в тройке.

— В той команде под вашим руководством играли хорошо известный в России Мигел Данни и не менее известный Пепе, выступающий за «Реал».

— Им было лет по 19–20. Данни уже тогда был игроком основного состава, а Пепе — нет. Помню, как Пепе несколько лет спустя приехал со своей командой в Москву и потратил все свободное время, чтобы встретиться со мной. Он благодарил за то, что я первым в него поверил и дал дорогу в большой футбол.

— Часто ваши воспитанники выходят с вами на связь?

— На знаменательные даты звонков обычно очень много. Мне довелось работать с большим количеством отличных игроков. С одними — в сборных, с другими — в клубах. Звонят, подходят, мы общаемся, вспоминаем. Когда ты проходишь долгий и сложный путь, преодолевая и самого себя, и обстоятельства, — в конце понимаешь, что сделал это все в первую очередь не ты сам, а то, что было вложено в тебя свыше. Но лишних советов бывшим воспитанникам не даю, ведь от непрошеного совета — один шаг до навета.

— Но, признайтесь, скучаете по работе главного тренера?

— Порой возникает чувство неудовлетворенности от статуса стороннего наблюдателя, но я понимаю, что такой ритм жизни позволяет мне проводить время в горах, у моря, чаще общаться с детьми и внуками. Человек, оказавшись в подобной ситуации, может вести себя по-разному. Вспомните, как Ролан Быков, после того, как его сняли с роли Александра Пушкина, целый год пил… Но я не чувствую себя в футболе посторонним. Мне нравится приходить на стадион, смотреть матчи, обсуждать увиденное со знакомыми. Это моя жизнь.

«С ТАЛАНТОМ ГАФТА НЕ НАДО ДРАФТА»

— Вы же не простой зритель на стадионе — вы обладаете куда более подробной информацией. Можете неожиданно позвонить в какой-нибудь клуб и поинтересоваться происходящим?

— Многие мои воспитанники успешно тренируют уже сами. Был такой случай. Звоню в Днепропетровск главному тренеру команды — ныне, к сожалению, покойному Вадиму Тищенко. А мне отвечают: «Вадим Николаевич — на тренировке». Прошу передать, что звонил Анатолий Бышовец. Минут через 10 раздается звонок, и Вадим запыхавшимся голосом спрашивает: «Анатолий Федорович, что случилось? Чем могу быть полезен?..» А мне всего-то надо было узнать его мнение по одному из игроков «Днепра». Тищенко громко и с облегчением выдохнул, рассказал о футболисте и пошел продолжать тренировку.

— Вы упомянули о Ролане Быкове. Знаем, что среди ваших друзей довольно много артистов, деятелей искусства. Богема продолжает любить футбол?

— На динамовской базе в свое время был такой случай. Снимали фильм «Футболист» с Валентином Гафтом в главной роли. Валентин Иосифович играл главного тренера. И вот встретились мы с ним на базе, а я ему и говорю: «Коллега, смотрю, ваша команда уже готова к победам». Он в ответ рассмеялся и даже немного смутился. А уже гораздо позже, когда я не смог лично поздравить Гафта с 80-летием, я посвятил ему эпиграмму примерно такого содержания:

В выборе на роль с талантом Гафта

Нет драфта.

Дружим и с Олегом Табаковым, с которым соседствуем. Ему на 80 лет я посвятил строки:

Более чем велик наш Лёлик,

Потому что он большой талант и трудоголик.

— Анатолий Федорович, вы фигура довольно обсуждаемая. Если упростить до одного слова, то порой вас называют не иначе как интриганом…

— Знаю о таких упреках. Иногда говорят: «Ну что он везде лезет, интриги плетет. Что ему надо?» Но футбол — мое любимое дело, дело моей жизни. Я живу этим. Зачем Олег Табаков в свои годы продолжает работать? Разве это вопрос?..

Кто из критиков готов поменяться со мной местами? Кто в моем возрасте променяет берег Эгейского моря, где я так люблю бывать с внуками, на футбольную кухню? А вот и пара строк обо мне самом:

Восхищенное безделье зимой в горах и летом у моря

Меняю на электрический стул у поля.

«КОРМИТЬ ПТИЦ НЕЛЬЗЯ. ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ БЫШОВЕЦ»

— После этих слов и разговоре о воспитании футболистов приходит понимание, что нынешнему тренерскому корпусу в целом не хватает именно тренеров-воспитателей. В тактике, физике, стратегии разбирающихся хватает, а вот тренеров-наставников не так много.

— Мелочи, нюансы порой играют первостепенную роль. Приведу пример. В свое время я принял «Анжи», который находился в плачевном состоянии. В итоге та команда дошла до финала Кубка России. Но речь не о спортивном успехе, а о том, как удалось его добиться. Приезжаем в Санкт-Петербург. Для меня, как несложно догадаться, матч с «Зенитом», который я тренировал в свое время, особенно принципиален. Толпа журналистов и фотографов ждет нашей тренировки на «Петровском». А нас нет. Вместо тренировки я попросил начальника команды посадить ребят на кораблик и покатать их по питерским рекам и каналам с хорошим гидом.

Утром надо ехать на тренировку на стадион, а я отправляю команду в Летний сад — настоящий памятник садово-паркового искусства, заложенный в центре Санкт-Петербурга еще в первой половине 18-го века по приказу Петра. Красота! Ребята довольны, что пробежку устроили в таком живописном месте.

А мне эти места отлично знакомы. В Питере я жил совсем не далеко — у Пантелеймоновского моста, рядом с Чижиком-Пыжиком. И я очень любил в Летнем саду кормить уток и лебедей. Пошел и в этот раз птичек покормить. Ко мне аккуратно подходит один из служащих парка и говорит: «Анатолий Федорович, вы видите, что здесь написано? Кормить птиц нельзя. Даже если вы Бышовец».

В том матче мы вели 1:0, но пропустили с пенальти. А в самой концовке Нарвик Сирхаев в перекладину попал. После той встречи и тренировавший «Зенит» Юрий Морозов, и руководитель клуба Виталий Мутко прошли мимо, даже не пожав руку. Настолько они были расстроены результатом. И это при том, что мы вполне могли и вырвать победу. Так что мелочей в футболе не бывает. Такие, казалось бы, незначительные нюансы вроде изменения места тренировки могут иметь потрясающий эффект.

«РОДИНА ТАМ, ГДЕ ЖЕНА»

— За победами, медалями, голами и секундами семьи спортсменов обычно остаются на втором плане общественного интереса. Как сохранить правильный баланс самим футболистам и тренерам?

— Жены футболистов и тренеров — отдельная каста. Прихожу на стадион и вижу выдающуюся Валентину Тимофеевну Яшину. Вспоминаю, как в 21 год попал в дом к Бескову, где рядом с ним была потрясающая Валерия Николаевна. Вместе они тогда уговаривали меня перейти из «Динамо» киевского в московское, хотя москвичи тогда были на порядок ниже.

А у Маслова какая супруга была! Помню, лет 18 мне было, приезжаю на игру, а мне мама дома две игровые футболки постирала. А у Маслова нет футболки. Я ему одну из своих и предложил. Он взял, потрогал и спрашивает: «А почему она накрахмалена?» Это мама вместе с простынями постирала. Маслов все понял. А как не понять? К нему когда жена приезжала, он сразу менял гардероб и выглядел превосходно. Вот что значит женская рука!

Бывало и так. В гостинице Михаил Якушин был чем-то сильно рассержен. Доставалось всем, кто под руку попадал. И тут — звонок. «Михаил Иосифович, вам жена звонит». Якушин в лице изменился. «Да, моя дорогая, конечно». Положил трубку — и перед нами уже совсем другой человек. И игрокам спокойней.

А Лидия Иванова — выдающаяся женщина.

Перечисленные мной жены — сродни женам декабристов. И мне очень повезло с супругой, с которой мы уже столько лет вместе. Однажды, произнося тост в ее честь, я сказал: «У меня жена — женщина, каких мало. И она оберегает меня от хорошеньких женщин, которых много». В этом вся суть. Родина — там, где семья, где жена.

«МЕССИ — ЛУЧШИЙ ИГРОК В ИСТОРИИ ФУТБОЛА»

— Чего ждете от предстоящего Евро-2016?

— Крупные международные турниры — это в первую очередь новые имена среди игроков и тренеров, новые тактические схемы.

— Разве еще не все тактические варианты в футболе опробованы?

— Нет, конечно. Было несколько тактических революций, вроде той, что случилась в 1958 году, когда на систему «дубль-вэ» бразильцы ответили «4-2-4». Или «тотальный футбол» в 1974-м. Но тактика во многом зависит от уровня исполнителей. Довольно часто именно выдающиеся игроки влияют на тактические схемы, которые под них перекраивает тренер. Одно дело, когда у тебя есть Кройф, другое — Марадона.

— А вы кого из игроков считаете величайшим в мире: Пеле, Марадону, Кройфа? Вы же можете сравнивать, так как видели в деле их всех.

— Лучший — Месси. Его тонкость понимания футбола и глубина завораживают. У Пеле есть достижения. У Марадоны — яркая индивидуальность. Но у аргентинца — и кокаин… Месси же чувствует игру как никто другой. По таланту он — первый. Да и выигрыш 5 футбольных «Оскаров» говорит о многом.

— А чего ждете на Евро от сборной России?

— Меня смущает тот факт, что в финальную стадию мы вышли почти без сопротивления. Надо реально оценивать происходящее. Здесь — и проблемы черногорцев, и состояние сборной Швеции. И недавний товарищеский матч с Францией показал, насколько велика разница между нашей сборной и одним из претендентов на победу.

Ведь к французам готовились специально, дав отдохнуть основным игрокам в предыдущей встрече. Знали, что нас ждет. А итог от этого более утешительным не становится. Нет выстроенной структуры организации игры, которая учитывала бы сильные стороны и своих игроков, и соперников.

— Но и при тренере с таким громким именем, как Фабио Капелло, сборной России до больших побед было далеко.

— Здесь надо учитывать, что Капелло высококлассный тренер, но он — клубный тренер. Ежедневная работа в клубе и в сборной разнятся принципиально.

— Вы успешно работали и со сборными, и с клубами…

— Меня, например, часто спрашивают, в чем проблемы таких начинающих тренеров, как Дмитрий Аленичев или Зидан.

— И в чем проблема Аленичева?

— За время игровой карьеры такие игроки накапливают бесценный опыт, но для успешной дальнейшей тренерской работы необходимо этот опыт помножить на знания, необходимо постоянно учиться.

— Тренер «Спартака» — необучаемый?

— Не стал бы так говорить. Но в каких-то аспектах, в тех самых важных нюансах надо прибавлять. Вот Аленичев говорит, что Попов сыграл не лучшим образом, так как вернулся из сборной уставшим. Но что мешало, зная, что красно-белым предстоят важнейшие матчи, пригласить игрока на личный разговор и объяснить ему ситуацию? Ведь в двух матчах сборной принимать участие и не обязательно. Пусть во втором матче лишь тайм будет. Тренер сборной возразит? Но тут можно и схитрить немного: попросить замену или остаться в запасе, сославшись на легкое недомогание…

— Раз уж речь зашла о «Спартаке», не можем не спросить. Как вам матч «Зенит»—«Спартак», в котором красно-белые сначала вели, а затем в итоге крупно уступили?

— Тренер должен чувствовать такие моменты. Должен видеть не только черное и белое, не только разные цвета, но и все оттенки футбола. На одного игрока надо надавить, другого — похвалить. Имеет право на существование и искусственный конфликт, который может в необходимый момент встряхнуть команду. Это и есть те самые маленькие футбольные хитрости. Что такое гениальный тренер или гениальный человек? Это когда идеально рассчитанный план побежден интуицией.

Есть и такие тренеры сегодня в России (я сейчас уже не об Аленичеве), которые открыто заявляют, что нового в футболе ничего не появляется, а они сами все уже знают. Смешно, честное слово.

Или такой пример. Видный футбольный специалист, обсуждая игру одной из команд РФПЛ, говорит, что оборона играла настолько слабо, что вопросов к тренеру быть не может, а во всем виноваты футболисты. Но ведь тренер и нужен для того, чтобы игроки не творили на поле безобразие!

P.S. Редакция «МК» от всей души поздравляет Анатолия Бышовца с юбилеем и желает крепкого здоровья, больших побед и метких эпиграмм.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру