- По уровню мастерства хоккеистов СКА выглядит посильнее, но «Динамо» берет игровой дисциплиной и характером, — начал Якубов, — и я не берусь предсказать фаворита этой пары. В другом полуфинале Нижний Новгород испытывает проблемы с глубиной состава, так что «Торпедо» против армейцев будет в пятом матче тяжеловато. Но не стоит связывать преимущество ЦСКА с фактором своей площадки: в плей-офф, что уже доказано предыдущими играми, команды часто обмениваются гостевыми победами.
- Равиль Амирович, а кто в этом году вообще может выиграть Кубок Гагарина?
- Сложно сказать. Но у меня есть симпатии. На Востоке «Авангард» нравится, я бы хотел некоторых хоккеистов видеть у себя в команде. Шведского защитника Юнаса Анелёва, например! Отмечу и игру нападающих «ястребов»: Ильи Зубова, Дениса Паршина, Владимира Соботки. А также форварда Линуса Умарка из «Салавата Юлаева». Я вообще ближе к игровому хоккею. Может быть, поэтому мы и стали забивать больше? А на Западе мне импонирует СКА (давайте отбросим все скандалы). Очень нравился и финский «Йокерит», но там травмированных много.
- Задачу выйти в плей-офф «Витязь» не выполнил, но с командой в статусе исполняющего обязанности вы работаете лишь с конца ноября. К тому времени с мечтами о первом раунде Кубка Гагарина клуб распрощался?
- Скажем так, решить задачу было уже очень трудно. В плей-офф КХЛ мы пробиться могли. Другое дело, что для этого нужно было выдать очень хороший процент побед: из 25 игр выиграть 15 или даже больше. А соперники были серьезные. И все равно не снимаю с себя ответственности. Останусь ли я и дальше — вопрос к руководству.
- А что говорит руководство?
- На последней игре в раздевалку зашел президент клуба Михаил Головков и подвел итоги накоротке. Оценка была неудовлетворительной, но в то же время он сказал нам спасибо за последний проведенный отрезок. В это время «Витязь», что называется, сыграл.
- Что именно изменилось по игре?
- Если взять этот последний этап, мы стабильно забрасывали 3-4 шайбы, результативность увеличилась. Может быть, ребята поверили в себя? Не хочу комментировать действия своего предшественника Олега Ореховского, считаю, это не порядочно. Но меня как бывшего нападающего порадовали перемены.
- А как команда пережила смену рулевого? Эти события порой дают совершенно разные эффекты...
- Мы были в глубокой яме и после отставки Олега какой-то период не могли выкарабкаться оттуда. Эмоционально пытались встряхнуть парней. И вот в раздевалке видим улыбки и слышим музыку.
Это я про обычные рабочие дни: на игре уже все по другому. Но вообще для меня хорошая атмосфера в раздевалке — это очень важно. Когда ты идешь пусть на тяжелую, но любимую работу в хорошем настроении – все получится плодотворнее.
- На установках вы применяли приемы времен Владимира Юрзинова, Виталия Давыдова?
- «Динамо» всегда славилось неуступчивостью в единоборствах, даже если соперник сильнее. Вот и появились такие крылатые фразы, как «не слажу, так соплями измажу». Хоккеисты-то все разные. Тому, кто меньше, если не хватает физических данных, надо не уступить по характеру. А от Юрзинова мне досталось на память много поговорок. Максим Афиногенов, кстати, тоже много таких знает. Это уже определенный хоккейный сленг. «На пятаке, если защитник защитник не пускает в дверь, лезь в окно»: кто не в теме — не поймет. А на самом деле описание игрового момента. Или: «Бежать назад, чтобы задница трещала», «Вилы в бок, с колом навстречу», «Накинь пиджак». Многое связано с прежними правилами, которые больше, конечно, такой жесткости не допустят.
- «Пиджак» — это любопытный образ...
- Пиджак — это тот, кто тебя так обхватывает, будто на самом деле на плечах висит. Но даже если это происходит, задача нападающего сохранить шайбу. После 2006 года такие «пиджаки» запрещены... А вообще у тренеров старой школы есть чему поучиться в плане психологии. Им ведь было интересно, что у людей творится в семьях, у них хоккеист не просто так пришел-ушел с работы. Я думаю, что во времена, когда много времени все вместе проводили на сборах, команда была были теснее. Да, были настольные игры, домино. Насчет карт мы немного маскировались, а в домино не вижу ничего плохого. По нему и чемпионаты проводятся, и стратегия там очень важна.
- А что сегодня по-другому?
- Теперь людям со всеми этими гаджетами и в одиночку не бывает скучно. И социальные сети, и фильмы какие хочешь, и игры... Жизнь развивается, ее нельзя за это ругать. Но старая школа мне помогла в плане психологии. Я узнавал со временем маленькие хитрости. Не буду раскрывать секретов, но оказалось, что «завести» команду можно и обманом! В бытность игроком тебе понять это невозможно, а теперь, когда ты тренер, вспоминаешь кое-что и осознаешь: игра — это спектакль. Каждая! Но нужно взаимное доверие и знание этих секретных «кнопочек».
- Кричать на хоккеистов можно?
- А это смотря на кого. На одного подействует, заведет, а на другого — нет.
- Насколько реально сохранить «Витязь» в нынешнем виде? Или это и не нужно?
- Я бы с кем-то и расстался. Потому что мне не нужны равнодушные. Это мое личное мнение. Пусть будут даже менее мастеровитые ребята, но надо, чтобы у них глаза горели. С ними можно будет решать задачи. И нужна селекция. Для начала — подбор первого звена. Как примеры приведу минское «Динамо» и «Барыс». Нужны исполнители плюс хороший вратарь. Это советская история – зачем что-то выдумывать? Конечно, команда состоит не из одной первой пятерки. Из третьего и четвёртого звена хоккеисты тоже делают важную работу очень хорош, кто-то вовремя под шайбу ляжет, кто-то силовой прием совершит, кто-то вбрасывание выиграет. Пример лиги узкой специализации — это североамериканская НХЛ. Там каждый на своем месте.
- У наших молодых парней глаза горят?
- Да. Но с ними еще нужно поработать. Я бы оставил многих из них, хотя в наших условиях от тренера прежде всего требуется результат. И в какой-то момент вместо молодых все равно ставится опытный хоккеист, когда есть возможность переломить ход игры.
- Это уже вопрос доверия тренеру со стороны руководства. Если оно есть — можно и поэкспериментировать...
- Да, вопрос в том, какой тебе предоставлен карт-бланш. Насколько хватит терпения у клубного руководства? 5 или 10 матчей подряд вам позволят проиграть? Идеально, конечно, когда вам 3 года дается на постройку команды. Так сделали в «Сибири». Они постепенно проделали хорошую селекцию. Ведь если собрался костяк, то ты уже спокойно подпускаешь молодых. Важно, когда есть лидер, так называемый «дядька». Мой коллега Владимир Голубович говорит, что когда играешь финальные встречи (многим еще не довелось этого пережить), тренер уже не нужен. Он только подсказать может. А внутренний стержень — и так есть. Увы, у у нас лидера в полной мере не оказалось.
- Хорошо, а условия, которые вам предоставляют, полностью устраивают?
- Устраивает все для работы. Одно неудобство по игровым дням: база далековата от арены. Соперник приезжает гораздо быстрее, а мы из «Бора» едем подчас 30-40 минут. Да, это та самая база, где раньше футболисты сборной тренировались.
- А тафгай сейчас «Витязю» пригодился бы? Ваша команда раньше ими всех запугивала!
- Да, иногда просто присутствие «игрока-полицейского» нужно. Никто из соперников хамить бы не рискнул. Но по последним играм могу сказать, что мы обошлись без фирменного бойца... В этом сезоне вообще не очень грязно играли — никто нас обвинить, считаю, не может. А статистику грубости команд КХЛ я бы изучать не советовал. Она не дает объективной картины. Например штраф «5 плюс 20» уже портит эту статистику.
- Как сейчас в Подольске обстоит дело с болельщиками?
- Если бы команда все время показывала красивый хоккей и выдавала результат, ходило бы больше народу. Но если приезжают такие клубы, как ЦСКА, СКА, «Динамо» или «Спартак», то полные трибуны всегда. Впрочем, есть и такой момент: если, скажем, 4 матча подряд домашних — это же надо билеты за себя и за семью оплатить, кроме того, всех в буфете покормить и чаем напоить! Не говоря уже о том, что физически далеко не все способны выкроить столько времени... Такой момент вспомнился: после проигранной встречи с «Динамо» нас болельщики ждали. Чтобы поблагодарить. Потому что играли мы лучше. Увы, просто гол чудной в решающий момент пропустили.
- Как отношения с прессой? Никогда не срываетесь, как некоторые коллеги?
- Бывает всякое: это хоккей. Внутреннее напряжение большое. У меня был такой случай. В Нижнекамске «летим» после первого периода — 0:3. Уходим в раздевалку. И девушка-журналист тормозит иностранца для экспресс-интервью. Одного, потом второго — просто дергает за рукав. А обстановка наэлектризованная. Ну в общем, послали ее куда подальше. И она после пресс-конференции жалуется: «Как так — вы же обязаны отвечать на блиц-опросы?» И я отвечаю: «Ну вы тогда тоже готовьтесь, задавайте им вопросы на английском, а не просто за рукав дёргайте». Я понимаю, что у всех своя работа. Но когда «0:3» и сплошные нервы, а тут ещё «слышь ты, иди сюда!» - это не вариант. Да, у всех своя работа. И никто никого обидеть не хочет. Но, возможно, стоило бы в том же плей-офф проводить пресс-конференции не после каждой игры, а по итогам серии. И журналистам надо готовить вопросы. А «расскажите, как прошел матч» - это тоже не дело.
- Новый формат СМИ, многочисленные электронные издания, скандальные заголовке в погоне за «кликами» — всё это не раздражает?
- Иногда — да! И некоторые специалисты тоже удивляют. Как можно что-то обсуждать, не зная внутренней кухни? Вот этот игрок не забивает давно, говорите? Да может быть, он на уколах на лед выходит! Может, ему вообще нельзя сегодня играть, но команде-то надо!..
- А кто распускал слухи о кончине «Витязя»?
- Да есть разные «доброжелатели». Хотя кому это выгодно, не знаю. Президент клуба положил этому конец и объявил в раздевалке: команда будет!