Провал? Да, провал. Чемпионат мира для спортсменов оказался – как сухая голодовка. Только еще и с колоссальными нагрузками. Физическими и психологическими. Ну да, худший чемпионат – прежде в истории россияне ни разу не возвращались без наград. Однажды в СССР было: в 1978 году на турнире в Хохфильцене, где разыгрывалось всего три комплекта медалей - в спринте, эстафете и индивидуальной гонке у мужчин. Ой, даже где-то завидно, лучше бы и чемпионат в Холменколлене был втрое короче, это ведь только с 2005 года на чемпионате мира стали разыгрывать 11 комплектов наград. Оказывается, можно умудриться пролететь мимо наград и в таком количестве гонок.
Хотя, может, мы лукавим? Ведь и с последних чемпионатов мира: Рупольдинга-2012, Нове-Место-2013, Контиолахти-2015 – наша сборная привозила по две медали разного достоинства, кстати, «золото» было только в прошлом году: помните, сенсационная медаль Кати Юрловой.
Пролетели в Холменколлене, и так одиннадцать раз. Что теперь? Новые «чемодан, вокзал, пункт проживания» для тренеров? И тренеры для сборной – опять новые?
«С самого начала беспокоило, что план, который я представлял, менялся – сначала Владимиром Барнашовым, потом экспертным советом. Каждый вносил что-то свое. Хотя – пригласили тренера, значит, доверяйте, а он пусть отвечает потом, но за свое». Это не нынешние тренеры сборной, это из прошлого. Анатолий Хованцев. Звезда прямого эфира – уволенный прямо во время гонки.
Нынче нестандартные ходы, что применял тогдашний президент Михаил Прохоров, остались в прошлом. Но увольнения тренеров случаются ежегодно. Стандартно. Ничего не дают. Ничего не меняют. Окончательно запутывают ситуацию.
Я как-то после довольно долгого перерыва решила проверить математику у сына. Прочитала задачу, ничего не поняла. Прежде чем осилила математический эпизод младшей школы, перелистала половину учебника – до задачи. Потому что нельзя выпадать из процесса. Даже такого, казалось бы, незатейливого для взрослого человека.
Биатлон – это высшая математика. Чужие организмы, за которые в ответе, за сезон не пролистаешь.
Почему никто не может понять, что с лидером сборной Олей Подчуфаровой? Ведь во многие головы уже даже закрались всякие нехорошие подозрения. Ну как так? Бежала спортсменка в сезоне, ход набирала, казалось – вот-вот… Потом, как дыхание сбили – совсем сбили, через раз дышать можно, не до бега. Не знаю уж, что думает по этому поводу комплексно-научная группа.
А вот Владимир Королькевич, в прошлом году работавший с женской сборной (на чемпионате мира тогда Юрлова победила в индивидуальной гонке, Виролайнен заняла 5-е место, Шумилова стала 4-й в пасьюте и 6-й в спринте, женская эстафетная «четверка» получила 4 место), говорит, что за несколько лет наблюдения за спортсменкой сделал вывод: Оля не может держать спортивную форму долго, нужно точечное попадание, во имя которых нельзя выступать на всех стартах.
Творческий диалог специалистов – вещь наиценнейшая, но только если это диалог, а не диктат. Знаменитая история с Дарьей Виролайнен, которую тренеры отправили с этапов Кубка мира на «Европу», а президент федерации тут же вернул, весьма показательный пример. Ничего хорошего не получилось. Но Даше можно сочувствовать: в одночасье и по такому поводу стать героиней многочисленных публикацией и сюжетов - не самая легкая участь. С другой стороны, конечно, всегда есть простой совет: а ты не читай. И не смотри. У члена сборной должна быть крепкая нервная система и психологическая устойчивость. Если нет – работай над собой вместе со специалистами. Или не будь членом сборной.
А насчет тренеров – они, конечно, люди подотчетные, везде, в любой стране. Но почему у нас это стало синонимом слова «подневольные»? Тренер написал план, отправил в Центр спортивной подготовки. Этот тренер ведь не случайно к сборной прибился, его всякие советы выбрали и утвердили, так почему же его видение тренировочного процесса вдруг обрастает чужим видением?
Сегодня главный тренер сборной Касперович, наверное, вновь говорит об этом не случайно: «Я бы давал больше свободы тренерам, чтобы они шли своим путем. Они ведь все опытные. Считаю, что в каждой команде, мужской и женской, должно быть по семь человек в основном составе и столько же в резервном. Я говорил президенту (президенту СБР Александру Кравцову, который возглавляет и ЦСП – «МК»), что нужно создавать единую команду, должен быть один старший тренер. В первую очередь нужно сплотить тренерский коллектив. Есть группа Шипулина с Волковым, есть группа Гросса и группа Падина. И начинают бодаться за этапы Кубка, за места в команде, каждый хочет показать свою значимость».
Прямо классика: «они хочут свою образованность показать и всегда говорят непонятно». А у нас в биатлоне – делают непонятно.
Ну да - впереди очередные Олимпийские игры, рисковать нельзя. И тренеров в покое не оставишь, и покой тренерам только снится. Только лидеров у нас всего несколько. Загнать – как нечего делать. «Не знаю, с кого спрашивать, но меня это не устраивает», - после провала в смешанной эстафете это был крик души Антона Шипулина, за который он потом извинился. Не знал еще, что после такого сокрушительного начала чемпионата мира он будет просить прощения за весь чемпионат. И последнюю гонку бежать со слезами – из-за обиды на то, что в Холменколлене сложилось все так, а не иначе.
Лучшим достижением в Норвегии оказались шестые места - Евгения Гараничева в спринте и мужской эстафеты. А в пяти женских гонках россиянки финишировали вне десятки. Досаду к делу не пришьешь. Но она может заслонить реалии. И тогда – не видать нам ничего хорошего и в следующем году. Разные тренеры – и непосредственно сборной, и со стороны, говорят, ничто такого не предвещало: на заключительном сборе та же женская команда смотрелась неплохо.
Да и у мужчин ничего, выбивающегося из сезона, не произошло. Как были Антон Шипулин и Евгений Гараничев лучшими, такими и остались. Совсем не повезло им в Холменколлене со стрельбой. (Про Гараничева в эстафете – отдельная песня, но и петь ее ему надо с отдельными специалистами). Антон Бабиков в коллектив влился, выдержал все – и Тюмень, и Холменколлен, – боец.
Почему нет медалей? Ведь «ничто не предвещало»? Пусть президент СБР даст четкий ответ после анализа. Хотя ответ этот он должен уже знать. Если не выпадал, конечно, из процесса.
Что сегодня говорит тренер Рико Гросс? «Спортсмены не специально стреляли мимо и не специально медленно бежали. Они боролись всеми средствами и возможностями, которые у них были. Да, сейчас у нас получился плохой результат, но мы все сейчас должны про это забыть, найти мотивацию и работать дальше. Если сказать коротко о моих впечатлениях от выступления, то мы раздарили слишком много того, что могли не дарить». И выражает надежду на то, что тренеры проведут коллективный анализ, а в межсезонье будут иметь перед глазами всех сильных спортсменов.
Хорошо, если у нынешних тренеров будет эта возможность. Все чаще по отношению к нашему биатлону даже зарубежные соперники употребляют слово «линчевать». В том смысле – что ни один спортсмен или тренер этого не заслуживают, дикость это в спорте, как и в жизни. Линчевание иногда носит интеллигентную форму, становясь увольнением.
Как ни странно, но только в спорах, причем на основании реальных фактов, а не слухов или домыслов, рождается истина. Если баня – наше спасение, то отличный ход. Для здоровья полезно, для ума – плодотворно, для нашего биатлона – перспективно.
* * *
А пока тренерский штаб мужской сборной России по биатлону определился с составом команды для участия в заключительном этапе Кубка мира, который пройдет в Ханты-Мансийске с 17 по 20 марта. Сборную России на этих соревнованиях представят Антон Шипулин, Евгений Гараничев, Максим Цветков, Алексей Волков, Дмитрий Малышко, Антон Бабиков, Матвей Елисеев, Петр Пащенко, Алексей Слепов и Юрий Шопин.
Тренеры женской сборной России по биатлону включили в состав команды Ольгу Подчуфарову, Екатерину Юрлову, Дарью Виролайнен, Татьяну Акимову, Екатерину Шумилову, Анастасию Загоруйко, Светлану Слепцову, Анну Щербинину и Викторию Сливко.