…«Извините, я ведь не очень хорошо говорю по-русски», – с этой фразы начал наше общение либеро сборной Франции Женя Гребенников.
Фамилия – очень даже волейбольная. Его папа Борис Гребенников (только не путайте, пожалуйста, с музыкальным гуру Борисом Гребенщиковым!) играл в 80-е годы прошлого века за алмаатинский «Дорожник» в чемпионате СССР, потом уехал во Франция, где почти до 40 лет по полной программе сражался в классический и даже пляжный волейбол: по иронии судьбы – вместе с Александром Сорокалетом.
Сейчас Гребенников-старший, возглавлявший долгое время «Ренн» (и успешно – был признан лучшим волейбольным французским тренером), работает в России – в «Урале» из Уфа.
А сын его Женя (это не уменьшительно-ласкательно: так обозначено его имя во всех протоколах) тащит вперёд сборную Франции. Недаром именно его называют лучшим либеро планеты.
Собственно, он как раз таковым официально был признан даже до французского триумфа-2015 в Мировой лиге и на чемпионате Европы – ещё на чемпионате мира-2014…
- Почему я стал либеро? – переспрашивает 25-летний Женя, который, оказалось, изрядно скромничал: на самом деле по-русски он говорит почти идеально. – Конечно, меня, как и всех почти молодых людей, тянуло в атаку – но папа сказал: уж лучше быть лучшим среди тех, кто защищается, чем середняком среди атакующих.
И папа, как часто бывает с нашими отцами, оказался прав.
Либеро (напомню, игроки этого амплуа не имеют права атаковать над сеткой – основная их задача заключается в приёме, а порой и в том, чтобы вытащить безнадёжный мяч практически с пола) из Гребенникова-младшего вырос в итоге первостатейный. В чём в очередной раз мы убедились, наблюдая за матчем Франция – Россия в Берлин на европейском олимпийском отборе.
Впрочем, нельзя говорить, что победа французов в 4 партиях – заслуга одного Гребенникова.
Нет, ни в коем случае: у Франции вообще весёлая такая банда, шумящая перед матчем похлеще новозеландских регбистов с их танцами и играющая зачастую без замен. Но вот чего у них не отнять – бьются ребята отчаянно, на самом деле по принципу: один за всех – и все за одного!
Сколько раз не только Гребенников (хотя он в первую, конечно, очередь!) поднимал мячи с пола – а однажды даже два француза удачно сыграли… ногами (кто не в курсе, в волейболе это разрешено).
А главная звезда у «трёхцветных», конечно, Эрвин Нгапет. Хулиган что на площадке, что в жизни: то суперкрасивым ударом очко заработает, то подерётся, то в аварию попадёт.
В среду темнокожий доигровщик набрал против России под 30 очков…
Конечно, наше поражение от Франции – не трагедия. Напомню, что в Берлине нам нужно для начала попасть в полуфинал (а для этого надо сегодня обыграть Болгарию, причём для гарантии – в 3 или как минимум в 4 сетах), а затем – в тройку лучших. Тогда, даже если не станем первыми, поедем на отбор в Япония, где с командами других континентов будет намного проще, чем в чисто европейских разборках.
Но решение этой задачи осложняется травмой Димы Ковалёва – его вчера прямо с площадки увезли в больницу (предварительный диагноз – повреждение связок).
…И Владимир Алекно, главный наш тренер, после игры с Францией был предсказуемо мрачен. Не только из-за поражения – но и потому что теперь до конца турнира мы, судя по всему, остались с единственным пасующим Сергеем Гранкиным.