Вопросов от читателей «МК» на онлайн-конференции тоже было не меньше, чем тогда — во времена, когда почти вся страна без преувеличения была без ума от Буре, а множество мальчиков после того эпического матча с Финляндией получили имя Павел. Хватало и назойливых поклонниц, многие из которых безо всякого стеснения предлагали руку, сердце и всё остальное, хотя Буре давно и счастливый муж, и отец двоих детей: мальчика и девочки.
Вот, собственно, на этой ноте самое время перейти к вопросам наших читателей и ответам Буре, из которых я постарался отобрать самые интересные...
- Расскажите, кому в голову пришла такая необычная идея назвать дочку Палиной?
- Когда мы с Алиной решили пожениться, мы, конечно, надеялись, что Бог пошлет нам детей. И решили: если будет мальчик то он получит имя Павел. Разумеется, не в честь меня, а потому что у меня был знаменитый прадедушка, поставщик часов для царя. Я часы эти до сих пор собираю, кстати... Ну а по дочке сразу договорились, что ее назовём именно так — Палина, через первую «а». Потому что она наша производная: наполовину моя, наполовину — жены Алины.
- В 17 лет вы начинали карьеру при легендарном тренере Викторе Тихонове. Вспомните, какие испытали ощущения, когда оказались в большом хоккее? Был ли мандраж? Чувствовали ли уверенность в своих силах?
- Я же там не внезапно оказался. Я пришел в ЦСКА, когда мне было 6 лет. А попал в команду мастеров, когда исполнилось 16. Именно в 16 лет, а не в 17, у вас неверные сведения. Полагаю, за всю историю единицы попадали в основной состав армейцев в 16! Но я планомерно к этому шел. В голове всегда была такая цель. И вот так сложились звезды, что мне повезло, хотя без ложной скромности скажу, что и в 16 я достаточно неплохо играл. И вот меня Виктор Васильевич Тихонов поставил на официальную игру. И представьте: первый раз я вышел на лед во взрослом хоккее и сразу же забил. Первая игра, первый раз я дотронулся до шайбы — и гол! Может быть, в истории мирового спорта это впервые! А ощущения были тогда очень приятные, конечно, хотя и волновался. Всё же со мной рядом играло много великих хоккеистов...
- Про великих как раз: какое у вас мнение о пятёрке Ларионова — первой пятёрке сборной СССР по хоккею и ЦСКА 1980-х годов, куда входили Фетисов, Касатонов, Ларионов, Макаров и Крутов? Почему эти легендарные спортсмены не все раскрыли свои таланты?
- Это лучшая пятерка в истории мирового хоккея. Мне повезло, что я с ними тренировался, играл и даже, когда кто-то получал травму, играл в этой пятерке. Например, вместо Крутова. Я не согласен, что раскрылись полностью не все. Каждый из них по-своему уникален, все очень много сделали для спорта, для хоккея.
- А что скажете о предыдущем поколении легенд сборной СССР — Харламове, Мальцеве, Васильеве, Третьяке в конце концов?
- На этих хоккеистах мы росли, они были нашими кумирами. Харламова я видел только на тренировке, мне тогда было 10 лет. С Васильевым был знаком. С Третьяком, президентом Федерации хоккея России, видимся и общаемся. С Мальцевым тоже. Это, безусловно, легенды нашего спорта.
- Согласны ли с версией журнала The Hockey, что Уэйн Гретцки — лучший хоккеист заокеанской Национальной хоккейной лиги всех времён?
- Согласен. Для меня Гретцки — игрок номер один за всю историю НХЛ (из тех, кого сам видел, конечно). Да что говорить, он по 100 шайб за сезон забивал. Вот при всём уважении к нынешним звёздам — кто сейчас на такое способен? Мне повезло, что я много играл против него, на Матче всех звёзд даже выходили вместе. Была мечта потом сыграть с ним за одну команду — причём не только у меня, но и у него. Уэйн сам говорил — и для меня это был самый большой комплимент за всю карьеру. Да-да, когда Гретцки закончил, его спросили: что бы могло вас оставить в хоккее? Он ответил: если бы Павел Буре пришел в мою команду, я бы еще год отыграл. Увы — не получилось.
- Где сейчас больше проводите времени — в Россия или в Штатах?
- Последние 5 лет я живу в Москва.
- А ваш брат Валерий в Америке остался?
- Да, он живет в Америке. И живет хорошо. Занимается вином, у него это серьёзный бизнес.
- Пару слов о вашем увлечении бразильским джиу-джитсу: правда ли, что последователи великого бойца Хориона Грэйси не едят шоколад, не пьют колу и алкоголь, ведут исключительно здоровый образу жизни?
- Да, мне повезло, что я познакомился с последователями Грэйси. На протяжении нескольких лет я занимаюсь с ними, они очень внимательно следят за своим физическим состоянием, у них определенная диета есть. И действительно — они совсем не едят ни шоколад, ни сахар. Но когда я с ними познакомился, то сразу сказал, что так вряд ли смогу...
- Каким, на ваш взгляд, должен быть настоящий мужчина?
- Главное — если ты слово дал, надо его держать. Плюс прямая обязанность мужчины — защищать свою семью и близких.
- Вы же играете в хоккей с Владимиром Путиным — накладывает ли это какую-нибудь особую ответственность?
- Прежде всего скажу: мне приятно то, что президент России играет в хоккей. И достаточно хорошо играет, раньше-то он вообще не умел кататься. Для меня это пример того, как человек ставит перед собой цель и добивается ее. То, что он так поддерживает хоккей для любителей, Ночную хоккейную лигу ту же — тоже здорово. Знаете, мне многие говорят, что они образовали свою команду. Если раньше, когда я рос, то мужики собирались в гараже, машину чинили, ещё что-то там делали, то сегодня люди собираются на катке, стали больше заниматься спортом...
- Не хотели бы попробовать себя в качестве тренера?
- Тренера — нет. Мне не хватит терпения. К тому же у меня сегодня очень много времени и энергии забирает Лига легенд мирового хоккея, где я являюсь президентом, а председателем Совета директоров стал Вячеслав Фетисов. Это очень интересная работа, мы собрали знаменитых хоккеистов из России, Швеции, Финляндии, Германии, Словакии и Чехии. Все отборочные матчи (в Финляндии, Чехии и Германии) прошли на высоком уровне: в суперфинал, который пройдёт 29-30 января в Москве, вышли чехи, финны, шведы плюс мы, конечно. Ждём всех любителей хоккея на наших матчах, поверьте, рубятся великие хоккеисты отчаянно и класс игры до сих пор демонстрируют высочайший. Не пожалеете!