Фигурное катание, финал Гран-при: Медведева выступила в золотой паре с Ханю

Одиночное катание в Барселоне – за гранью понимания

После таких оглушительных вечеров, что выдались в Барселоне на финале Гран-при по фигурному катанию, первое желание — ничего не анализировать, оставить это сумасшедшее чувство изумления: как они все это делают? Столица Каталонии руками и ногами олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю устроила взрыв мировых рекордов, вплотную приблизила к лучшему достижению в женском одиночном катании нашу Евгению Медведеву и оглушила стильным возвращением Ксении Столбовой и Федора Климова.

Одиночное катание в Барселоне – за гранью понимания

Евгения Медведева, в прошлом году ставшая первой в юниорском финале Гран-при, решила все очень просто — ничего не менять во взрослой жизни. «Я настраивалась на чистый прокат, потому что знала: в финале участвуют спортсменки, которые не первый год доказывают, что они лучшие в мире. И то, что я стала лучшей среди тех, кто приехал на сей раз, в свой первый взрослый сезон, это очень приятная неожиданность».

Вы верите, что в современном фигурном катании возможны подобные «неожиданности»?

Женя чуть было не опрокинула мировой рекорд в произвольной программе, набрав 147,96 балла. Действующий лучший результат установлен Ю На Ким на Олимпийских играх в Ванкувере — 150,06 балла. Медведева победила с общей суммой 222,54 балла, что является третьим результатом в истории!

Мировые рекорды — это часть сегодняшнего фигурного катания.

Такие победы готовят с детства. Но что очень ценно: начав выступать на взрослом льду всего два месяца назад, Женя буквально от старта к старту стремительно менялась. Нет, с техникой и высочайшим мастерством исполнения сложнейших элементов все было в порядке и ранней осенью. А вот поверить в то, что изящное девичье катание столь стремительно наполнится еще и женской выразительностью, было сложно.

«Чувствую, что поднялась на более высокую ступень. В межсезонье я работала чуть больше над скольжением и манерой катания, чем над прыжками. Техническая составляющая у меня осталась приблизительной такой же, как в прошлом году. Но считаю, что по катанию, скольжению, подаче, по эмоциям я стала выступать намного лучше и взрослее. Спасибо тренерам, что поддерживают и терпят меня. Я их очень люблю. Этери Георгиевна Тутберидзе помогла мне правильно настроиться: и отвлекала меня, и развлекала, и всячески поддерживала. Я буду работать дальше, чтобы идти вперед».

Остается только восхищаться, откуда столько сил у тренера Тутберидзе! Знаете, что Полина Цурская, победившая в финале Гран-при среди юниоров, также тренируется в группе Тутберидзе?

Елена Радионова, конечно, не сочла третье место в Барселоне (а второе она уступила японке Сатоко Мияхара), результатом, на который рассчитывала.

После короткой программы сказала, что довольна собой. «Довольна, что боролась. Ведь можно было сложить ручки после помарки на каскаде, просто прыгнуть три–два и не бороться. Но я сделала три–три во второй части программы».

Произвольная программа вынудила дать себе другую оценку: «Я недовольна, что скрывать? Расстроена, обидно, что не смогла себя дожать».

Так Лена корит себя на людях. А без посторонних глаз, возможно, и просто грызет. Но то, как Радионова выступает в сложном для любой девушки периоде взросления, изумляет. Ее максимализм, тренерское чутье и мастерство Инны Гончаренко изумляют.

Лишь две российские фигуристки становились чемпионками Гран-при — Ирина Слуцкая и Елизавета Туктамышева. Теперь — Евгения Медведева. Почему-то я не сомневаюсь, что возьмет свой титул здесь и Елена Радионова. И в чем еще нет сомнений, что на чемпионате Россия в Екатеринбург фигуристка постарается дожать себя по полной программе обеих программ.

Гений Юдзуру Ханю

Когда агентства перед финалом Гран-при растиражировали эти слова китайского фигуриста Цзинь Бояна, то ничего удивительного в его видении ситуации уже не было — с начала сезона фигурист заставляет говорить о себе как о прыжковом гении. «Я мечтаю о том, что у меня в программе будут только четверные прыжки или тройные аксели. Сейчас в моем арсенале три четверных прыжка: тулуп, сальхов и лутц. Не думаю, что исполнять прыжки сложно».

Мечтать, как известно, не вредно, а когда мечты буквально на глазах начинают воплощаться в реальность, так это уже просто озвученные реальные планы. Возмутитель относительного спокойствия Боян, находясь в Барселоне не в лучшем состоянии, исполнил-таки четыре четверных не упав, но остался в финале Гран-при без награды.

А вот то, что вновь сотворил — попробуйте найти иное слово для его шедевров на льду — олимпийский чемпион Юдзуру Ханю, иначе как шоком не назовешь. Итоговый результат — 330,43 балла, прежний рекорд был установлен им в Нагано (322,40). «Перед произвольной программой я сам себя накручивал, чувствовал давление от ожиданий мирового рекорда. Но уже во время выступления я освободился от него, понял: смогу сделать только то, что мне под силу на данный момент. Думаю, мне удалось исполнить все довольно хорошо».

Мама дорогая, а когда же он скажет хотя бы просто «хорошо»?

Хавьер Фернандес, когда камеры из разных мест ожидания свели двух звезд мирового фигурного катания на одном экране, приветствовал Ханю, встав на колени и поклонившись в пол.

Эталон, идеал, гений, король… Слов много, а Ханю сегодня не просто явление, а явление среди явлений уникальных фигуристов. «Серебро» завоевал чемпион мира-2015 испанец Хавьер Фернандес (292,95), «бронза» у японца Семы Уно (276,79). Четыре фигуриста в произвольной программе превысили сумму в 100 баллов за технику. Это просто какой-то переворот сознания в Барселоне.

А ведь эти ребята — вовсе не стальные парни, без чувств и эмоций. Юдзуру, как это с ним уже бывало, расплакался после победы, уткнувшись в ладони и отвлекая внимание зрителей, почесывая традиционного Винни-Пуха. А радость юного Уно вы видели?

Лаконичный, но емкий вопрос для наших мужских тренеров: как готовят этих парней, что они не только не задыхаются, но еще и переносят все больше элементов во вторую часть программы?

Прецедент Столбовой и Климова

Ключевые слова Ксении и Федора после фантастического исполнения произвольной программы звучали так: «Мы знали, на что идем. Мы поменяли в этом сезоне абсолютно все: это касается цвета волос, платьев — все изменилось. Фигурное катание тоже. В этом сезоне у всех пар сложилась в какой-то степени безвыходная ситуация: нужно выделяться, меняться».

В Барселоне страстная Ксения и невозмутимый в своей изысканности Федор были, выражаясь языком подиумов, сногсшибательны. «Сегодняшний результат для нас — это переломный момент», — рассказал Федор после произвольной программы. Кстати, когда журналисты обратили внимание на отсутствие с их стороны бурной радости, ответ, с которым не поспоришь, последовал незамедлительно: «Но мы же не Олимпиаду выиграли! Эта победа доказывает, что можно соревноваться против четверных элементов качественным катанием, хорошими прыжками. Надеюсь, что мы создали прецедент».

Ксения же с женской скрупулезностью сочла нужным обратить внимание на то, что и сегодня они делают сложнейшие элементы. «В произвольной программе мы чисто исполнили каскад три–три–два. Разве это не ультра-си? Кто у нас это делает?».

Юко Кавагути и Александр Смирнов стали в Барселоне третьими. Они могли быть вторыми и не отдать канадцам «серебро». Но Юко дважды упала, поэтому ни четверной выброс, ни красивейший тройной выброс баллы вернуть уже не могли. «Ну что сказать? Хореография за сегодняшний прокат у нас 9,36 — почти десяточка. Неплохо, — прокомментировал исполнение программы Александр Смирнов. — Второй четверной выброс я запретил делать уже во время проката. Как звучит команда, делать или не делать четверной выброс? Есть момент, когда мы делаем очень красивый жест, смотрим друг на друга, я говорю: «Юко, три». Сегодня хореографическая сторона немного победила техническую. Не в первый раз падаем и не в первый раз будем вставать».

Знаете, что сказала тренер Тамара Москвина? «Третье место, конечно, хорошо, но могло быть лучше. Могло быть даже второе место и даже первое».

Тамара Николаевна всегда говорит то, в чем уверена.

Но можно не сомневаться и в том, что канадцы Меган Дюамель и Эрик Редфорд тоже замахиваются в этом сезоне на место «выше второго». В Барселоне они провалились в короткой программе, но произвольная была хороша. И, конечно, сложна. Их амбиции известны.

На что готовы

Танцы оказались в Барселоне самым невыразительным видом. Победили — и по делу — канадцы Уивер—Поже. Проиграли им — и по делу — американцы Мэдисон Чок и Ивен Бейтс. Анна Каппеллини и Лука Ланотте — третьи, тут все как обычно.

Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев — на пятом месте, уступив Майе и Алексу Шибутани. Можно радоваться, что техническая база у Кати с Димой оказалась в Барселоне лучшей (как и у итальянцев) — 40,50.

Сами спортсмены оценили выступление в Барселоне так: «Катанию в произвольной программе мы ставим пять баллов из пяти. Потому что смогли собрать от начала и до конца всю программу. Сейчас мы занимаем те места и показываем те прокаты, на которые мы готовы».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26990 от 16 декабря 2015

Заголовок в газете: Фигурная Каталония

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру