Если негатив от «сбитых летчиков» для Россия - в порядке медийных вещей, то для информационно-патриархальной Северной Америки – настоящее ЧП. Неудивительно, что Лемьё с Кросби наперегонки принялись опровергать слова Барнэби.
Тем не менее, по нашей информации, в этой питтсбургской истории есть не только дым, но и огонь. Пожалуй, впервые за последние годы в такой корпоративной лиге, как НХЛ, мы получили скандал вполне в российских традициях. Который – почувствуйте философию момента – совсем недавно у нас разворачивался, например, в хоккейном «Салавате Юлаеве» или футбольном «Спартаке». И который не так давно, похоже, завершился в СКА…
Вы удивлены таким параллелям? Тогда обо всем по порядку.
Сидни Кросби – один из лучших, если не лучший, центрфорвард в мире. Он это доказал, например, в мае в Праге, когда канадцы в финале чемпионата мира камня на камне не оставили от сборной России во главе с двумя нашими ведущими центрами – Евгением Малкиным и Вадимом Шипачёвым. Однако начался очередной сезон НХЛ – и Кросби пропал. Завершается ноябрь, а у 87-го «минус 10» и лишь 15 (5+10) очков в 23 матчах. Всё это – худшие показатели в его карьере.
Что с Кросби происходит? Похоже, Кид Сид крайне недоволен выбором Лемьё, который сделал ставку на тренера Майка Джонстона. В 28 лет лидер «Питтсбурга», выигравший едва ли не всё, почувствовал в себе еще и тренера. Он уже сам готов выбирать к себе в звено крайних, даже чуть ли не лоббировать их приобретение (в Питтсбурге давно поговаривают, что второму центру клуба Малкину партнеры по звену достаются по остаточному принципу).
И тут Лемьё делает ставку на «своего» тренера. И этот формальный тренер не находит понимания с неформальным…
Если эта версия верна, то Кросби не только по тонкому, комбинационному пониманию хоккея становится россиянином. У нас – таковы традиции – многие большие мастера тоже начинают «тренировать», не завершая карьеру игрока. И это очень часто является приговором.
Возьмите «Салават Юлаев», где развернулся скандал номер два прошедшей недели. Популярный уфимский защитник Кирилл Кольцов, узнав о том, что выставлен на трансфер, разбушевался, публично назвав генерального менеджера клуба Леонида Вайсфельда и главного тренера Игоря Захаркина гастарбайтерами башкирского хоккея. При этом Кольцов, словно уже состоявшийся тренер, уточнил, что находится в отличной форме и его просто нужно правильно использовать.
Согласитесь, это очень по-нашему: отвечать не за свой личный участок работы, а за командный и – берите выше – государственный. Реформа на своем маленьком рабочем месте нам не интересна, нам подавай мировую революцию. Вот и у Кольцова с его «минус 5» (едва ли не худший показатель в клубе) душа болит прежде всего за команду и за республику. Симптоматично.
Историю Кольцова мы много раз проходили с нашими ведущими мастерами, например, в российском футболе. Возьмем хотя бы «Спартак». Помните, как Дмитрий Аленичев пришел в редакцию «СЭ» со своим манифестом «Старков – это тупик»? Или как Роман Широков ставил диагнозы Мурату Якину? Или как Егор Титов возмущался Станиславом Черчесовым?
Нужно ли удивляться тому, что вскоре прерывались спартаковские карьеры не только всех трех тренеров, но и все три «спикера» вынуждены были уйти? Или тому, что футбольный «Спартак» уже несколько лет переживает кризис? Как, кстати, и хоккейный «Питтсбург»…
С огромным уважением отношусь к лидерам СКА Илья Ковальчук и Вадиму Шипачёву, благодаря их открытости мне, как пресс-атташе национальной сборной, можно было едва ли не отдыхать. Но то, что происходило с ними на старте этого сезона в СКА, очень похоже, из той же, питтсбургско-спартаковской, оперы. Может быть, как в случае с Кольцовым, не всё утекало в прессу, но свои Барнэби в Санкт-Петербург находились. И, кстати, совсем не случайно у Русского Кросби (так называют Шипачёва) сегодня все показатели такие же антирекордные, как у Кросби канадского (7 голов и «минус 11» в 32 матчах). Да и у Ковальчука похожие «заморозки».
Нет вопросов, каждый из великих спортсменов имеет право быть тренером. Отвечать и за себя, и за державу. Но только здесь нужно определиться – или ты играешь, как Кольцов, за восемь десятков миллионов в год, или тренируешь, как Захаркин, за в разы меньшую сумму. Наслаждаясь всеми прелестями тренерской, во многом самой неблагодарной работы. К слову, показательно, что великие мастера поколения Фетисова, Касатонова, Ларионова, Макарова, Фёдорова, Буре, Могильного, Яшина или Ковалёва по этому неблагодарному пути не пошли, решив предпочесть ту или иную менеджерскую деятельность, работу на тихой волне. В которой рискуешь разве что быть освистанным – как перед недавним матчем ЦСКА – «Амур», когда красно-синяя торсида жестко встретила экс-армейца, а ныне руководителя хабаровчан Могильного…
В общем давайте внимательно последим за «Питтсбургом». За тем, как «россиянин» Кросби будет «плавить» тренера. Интересно?..