— Станислав Саламович, как часто бывает, команду вы взяли не со старта сезона, а это же непросто...
— Конечно, для такого клуба, как «Легия», в чемпионате Польша может быть только одна цель, но, когда я пришел, разрыв с первым местом был довольно велик. Мы сократили его до 8 очков (сейчас после 16 туров команда на 2-м месте. — «МК») — охота продолжается! Сделаем все возможное, наладим связи на поле, а дальше посмотрим: соперники тоже очки зарабатывают... После подписания контракта (сейчас на 2 сезона, но детали сообщать не буду) у меня была лишь пара дней для полноценных тренировок, а остальное время заняла подготовка к матчам.
— Слышал, что польская пресса ожидала увидеть диктатора...
— А я местных журналистов уже спрашивал: почему? откуда взяли? Сегодня зато видят, какой я. «Живые» пресс-конференции я и в Россия проводил. А что скрывать? Игру все видели: ее со всеми недочетами надо анализировать. А называть черное белым — это вредить самому себе как специалисту.
— Для нашего болельщика чемпионат Польши — это терра инкогнита. Левандовского, конечно, знают, но он-то в «Баварии» голы штампует.
— Я не буду сравнивать с российским чемпионатом. Но вот смотрите: не так давно мы уступили аутсайдеру, команде с 15-го на тот момент места. И это действующий чемпион! Как вы догадываетесь, «Лех» из Познани. Случайность? А то, что за 3 дня до этого они спокойно обыграли итальянскую «Фиорентину», да еще в гостях? Значит, не простой чемпионат... Видно, что физически клубы готовы, инфраструктура многое унаследовала от Евро-2012, стадионы заполняются. Очень интересно организованы трансляции, с прямыми включениями, блиц-интервью. Конечно, суперзвезд нет, но ведь не случайно сборная (хотя, конечно, немало поляков выступает в топовых европейских лигах) уверенно отобралась на чемпионат Европы.
— Вы упомянули наследие Евро-2012...
— Да, разумеется, важно и качество зрелища, но его приятнее смотреть в уютных и современных условиях. Поэтому несколько лишних тысяч зрителей на каждой игре польский футбол приобрел. Варшава прекрасна! Я уже выбрался в старый город и посмотрел несколько чудесных парков. Жилье клуб предоставил выбрать самому, живу в квартире в современном комплексе. Пробки бывают, но в Москва на работу я час в один конец тратил, а в Варшаве — от силы 15 минут. Не думаю, что «Легии», как в свое время «Спартак», придется на еврокубковую встречу на метро добираться! К тому же сейчас команда базируется на стадионе, где кроме главной арены есть тренировочные поля.
— У клуба нет загородной резиденции?
— Пока нет, но это не беспокоит. Главное сосредоточено в Варшаве: из раздевалки ведут несколько дверей — в массажную, джакузи, сауну, процедурные кабинеты. Медицинские услуги — пожалуйста, рядом. Еще есть своя гостиница и ресторан.
— При формировании нынешнего состава ваши пожелания не учитывались. Чего ждать в ближайшем трансферном окне?
— Перед сезоном 6 человек из основы ушли, стартовые неудачи могут быть связаны с недостатком сыгранности. Но я всегда придерживаюсь правила: мои футболисты для меня лучшие. Прежде всего надо изучить потенциал каждого и раскрыть его. А потом уже задумываться о покупках. Да, убедить руководство приобрести новичка реально, а если в это время кто-то из твоих парней заиграет? Кроме того, юношеская «Легия» играет в еврокубках для игроков до 19 лет, просматриваем там собственных воспитанников.
— В польском чемпионате как с легионерами?
— На поле могут выйти 3 футболиста не из . У нас 2 бразильца, серб, босниец и македонец. Кстати, мы еще сохранили шанс на плей-офф Лиги Европы. Жаль, у «Брюгге» в гостях выиграть не получилось, хотя мы были лучше, что признал даже мой визави Мишель Прюдомм. Теперь готовимся к датскому «Мидтьюлланну», а затем к итальянскому «Наполи», с которым у меня неплохой динамовский опыт есть, будем готовиться к реваншу!
— Вы следите за российским футболом, если есть такая возможность?
— За результатами премьер-лиги слежу, но смотрю редко, поэтому о качестве игры судить не буду. Рад, что на Евро-2016 поедет наша сборная: полагаю, она заняла в отборочной группе законное 2-е место. Отступать было некуда, но свои очки взяли. Да, сверхсерьезных соперников не было, но турнирная ситуация оказалась сложной. Если интересно мнение насчет совмещения Слуцким работы в сборной и ЦСКА, то отвечу так: коль скоро юридически это не запрещено, значит, пусть сам Леонид Викторович оценит, насколько ему хватит сил и тренерских ресурсов. А для нас есть один показатель проделанной им работы — результат. Так что желаю ему и сборной удачи.
— Так ли сильна Австрия, выигравшая нашу группу? Вы хорошо знакомы с их футболом...
— Я комментировал матч австрийцев против Швеции вместе с Ильей Казаковым и с первых минут сказал: они выиграют. Не потому что самый умный — просто давно слежу за этим составом, был свидетелем построения там вертикали футбола. Пока я работал в Австрии, ко мне в клуб регулярно приезжали специалисты из федерации, и мы много разговаривали. Сама по себе система не революционна, и она давно применяется в Германия, а теперь и в Швейцарии. Но этого мало: «неурожай» сменяется удачным поколением игроков, и наоборот. Это касается любой страны. Вот 2–3 года назад заговорили о чудо-бельгийцах, их потенциал в итоге на чемпионате мира не раскрылся, возможно, не справились с выданными авансами. Но посмотрим на «красных дьяволов» будущим летом. Вот и австрийцы вышли на Евро с первого места закономерно.
— Кстати, а как вы относитесь к увеличению числа участников с 16 до 24?
— Помните 1996 год, когда России в группе попались Италия, Германия и Чехия? Первые вообще из группы не вышли, а две другие сборные в итоге играли за «золото». Ни одной проходной встречи! Ни Исландия, ни Албания такой жесткий отбор не проходили. Вроде бы и хорошо, что футбольных стран становится больше, и денег УЕФА заработает. Но давайте не превращать наш вид спорта в конвейер: футболисты — те же люди, в их распоряжении всего 365 дней в году.