Но приходится констатировать, что сегодняшний спорт, верхушкой которого, несомненно, являются Олимпийские игры, это в первую очередь замеры: какая из спортивных супердержав выше и мощнее окропит олимпийскую стену своей финансовой, информационной, фармакологической струей. Отсюда и главные беды.
Согласитесь, что для подавляющего большинства любителей спорта из числа тех, кто стабильно следит за крупнейшими спортивными соревнованиями, неофициальный общекомандный зачет на Играх в Сочи был куда важнее, чем блистательная победа отдельно взятого россиянина, за которой всегда есть своя уникальная история, иногда даже трагическая. Ликование россиян по итогам все тех же Игр вышло на пик в заключительные дни, когда наши спортсмены поднимались в неофициальном зачете все выше и выше, заняв в итоге верхнюю строчку, что стало огромным сюрпризом не только для всей спортивной общественности, но и для нас самих в первую очередь. А что выиграли-то? При этом не стоит строить иллюзий, что такой подход и боление исключительно наше изобретение. У всех так.
В этом общекомандном зачете как таковом, на мой взгляд, и кроется краеугольный камень неправильного отношения к спорту в целом. В первую очередь к олимпийскому движению. Не в Россия, а во всем мире. Но, как правильно на днях отметила выдающаяся спортсменка, а ныне депутат
Светлана Журова, за всеобщей шумихой все как-то дружно забыли основополагающий принцип самого олимпизма. То, что эти соревнования были придуманы для спортсменов и проводятся для спортсменов. Это прописано в Олимпийской хартии — документе, в котором изложены главные задачи и принципы деятельности МОК, созданном основоположником современного олимпизма бароном Пьером де Кубертеном. Там нет ни слова о соревновании стран, держав, тираничных и демократичных правителей. Там нет речи о флагах и гимнах, расовых или сексуальных пристрастиях участников. Там о первостепенной важности самих атлетов говорится.
Уникальность Олимпиад во многом и определяется собственной философией соревнований, не похожей на других. Если условный чемпионат России по футболу играется для болельщиков, а мировые первенства по этому виду спорта стали проводить скорее для пользы федераций планетарного и национального масштабов, то Игры именно для спортсменов. Так какого ляха, господа из ВАДА, вы пытаетесь всех стричь под одну гребенку, призывая дисквалифицировать всех российских легкоатлетов на Олимпиаде, которая пройдет в 2016 году в Рио? Почему какой-нибудь мальчишка, назовем его Васей Петечкиным, находясь в самом начале взрослой спортивной карьеры и демонстрируя лучшие в своей жизни результаты, теперь теоретически может пропустить свои первые Игры, страдая за грехи уличенных в применении допинга соотечественников?
Я не стану говорить об отсутствии каких-либо перспектив у стороны обвинения. В контексте данной заметки это не имеет смысла. Даже если докажут, что допинг принимали все российские легкоатлеты за последние 50 лет, да еще и покупали его лично у тренеров сборных и даже министров спорта, почему за это должен отвечать наш теперь уже практически друг Вася Петечкин, рискующий попасть под дисквалификацию вместе с федерацией.
Напомню, с чего начинал: Олимпийские игры, как гласит Олимпийская хартия, это соревнования для спортсменов. Не для стран и федераций. А значит, наш Вася ну никак не может пропустить Игры в Бразилии, так как не может нести ответственность ни за кого, кроме себя. Не по-олимпийски это.