Рекомендовано: дисквалифицировать Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) и (пожизненно) ряд спортсменов и тренеров. Более того, не исключен даже вариант с отстранением всей российской сборной от участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Еще необходимо отстранить от работы главу ФГУП «Антидопинговый центр» Григория Родченкова, который, по озвученной версии, не только помогал маскировать допинг-пробы, но и получал за это взятки. Но есть и хорошая новость: до чемпионата мира по футболу еще никто не добрался. Правда, до него еще есть время. А Олимпиада-2016 — вот она, уже близко. Может ли Россия лишиться Олимпийских игр в Бразилии?
Выводы, сделанные комиссией, абсолютно идентичны выводам нашумевшего в прошлом году фильма немецкого телеканала ARD. В фильме через интервью со спортсменами и тренерами, снятыми в том числе и без уведомления «героев», красной нитью прошло утверждение: употребление запрещенных препаратов в отечественной легкой атлетике — это норма, поощряемая государством. Все всё знают, и всех всё устраивает.
После выхода фильма Россия лишилась ходоков, поменялось руководство ВФЛА, новый тренер — олимпийский чемпион Юрий Борзаковский — возглавил сборную. Но Россия оставалась на нехорошем слуху. Даже задержание французскими правоохранительными органами бывшего президента Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) Ламина Диака оказалось связано с нашей легкой атлетикой — по обвинению в получении взяток от ВФЛА и российских спортсменов за сокрытие положительных допинг-тестов.
Кто же авторы выводов?
Комиссию возглавлял Ричард Паунд. Он был первым председателем ВАДА, а агентство организовано в заключительном году прошлого века. Сила ВАДА известна: агенты ходят и проверяют спортсменов в любое время дня и ночи, хвалят или ругают, то есть дают разрешение на работу или отбирают его у антидопинговых лабораторий. Никого дисквалифицировать самостоятельно агентство права не имеет, но федерации и МОК действуют в этих вопросах в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом, который... правильно, разработан ВАДА.
Сколько длилась работа комиссии?
Одиннадцать месяцев. За это время комиссия пришла к выводу о глубоком вмешательстве государства в спорт. Негативном, естественно. Звучат фамилии и предположения, правда, не звучат (или не особенно звучат) документальные свидетельства.
Это мы думали, что спортивная жизнь налаживается: после стольких-то скандалов и разочарований хотелось верить, что начинаем выступать и тренироваться без допинговых разборок. Ну не с абсолютно чистого листа, конечно, но все же не закляксанного запрещенными препаратами. Понятно, что были бы еще срывы, слезы, «приветы из прошлого»… С привычками, как и с иллюзиями, трудно расставаться. Но было уже очевидно — поворот в России начался. Не переворот, конечно, но достаточно жестко и неоднократно озвученный поворот в сторону законности в спорте.
И все же давно анонсированный скандал прогремел. Взорвал мозги и поставил под удар многие судьбы. Для начала в легкой атлетике. Про имидж уже и говорить не приходится. Слово — не воробей. Даже если на сказанное, найдутся достойные ответы, извиняться никто не будет. Хотя, конечно, лучше эти достойные ответы все же найти.
А ведь наша легкая атлетика за последние месяцы буквально пропиталась антидопинговыми программами, семинарами, профилактикой. И стало приходить понимание — конечно, не без помощи громких дисквалификаций и позора и, конечно, пока еще не ко всем, — что все запрещенное из принятого все равно станет явным. Пусть через 10 лет, но ведь позор «на пенсии» меньшим позором не становится. И возврат денег и медалей для человека, уже покинувшего спорт, может быть, беда даже более оглушительная, чем для действующего спортсмена. У действующего есть хотя бы шанс.
Есть ли шанс у России сегодня остаться в олимпийской семье?
Ричард Паунд на пресс-конференции в Женеве заявил, что рекомендация комиссии по поводу Игр-2016 — дисквалификация России. «У нас есть надежда, что это будет сделано добровольно, будет проведена работа по исправлению ситуации, что позволит российским спортсменам в будущем продолжать соревноваться. Возможно, в Рио не смогут выступить только российские легкоатлеты. Надеюсь, в России понимают, что пришла пора меняться».
Чего хочет ВАДА?
Конкретно российской крови или крови всей легкой атлетики? Только что ушедший президент Диак уже под следствием, озвучено предложение вывести его из почетных членов организации. Возможно, как раз ИААФ главная цель скандала. Но для ее достижения нужны жертвы, причем мощные. Правда, это уже другая тема, а у нас пока своя голова болит.
«Здравый смысл должен возобладать» — это прозвучит у аналитиков в ближайшие дни не раз. Хочется верить. Правда, мешает с головой окунуться в оптимизм наша общая недостаточная информированность.
Да, мы уже привыкли: если чьи-то фамилии появляются в допинговом «листе ожидания», то наказание следует — раньше или позже. На сей раз прозвучали рекомендации пожизненно отстранить от соревнований пятерых российских легкоатлетов за нарушение антидопинговых правил. Ими могут быть чемпионка Лондона-2012 Мария Савинова, бронзовый призер Игр Екатерина Поистогова. Имена остальных спортсменов пока неизвестны.
Хочется узнать подробности. Пока никто нас ни от Игр, ни от других соревнований не отстранил. Пока от ВФЛА ждут объяснений после изучения документов. Эмоции должны быть отброшены в сторону. Нам всем предстоит вновь осмыслить то, что случилось. Или хотя бы понять, в каких масштабах случилось на сей раз. Что-то новое, или звучит только старая песня о том, что весь спорт в России построен только на допинге?
Конечно, тот, кто будет бить себя в грудь и доказывать, что все наши спортсмены чисты и совестливы, будет осмеян. Но ведь и не всех же одной гребенкой причесывать?
Ричард Паунд прошелся в докладе по всем болезненным точкам: и Игры в Сочи не были чистыми, и специально обученные люди находились там, где не должны были, и государство наше лицемерит без устали. Но отметил, что сенсационный отчет не скажется на перспективах проведения в России ЧМ-2018 по футболу. «Наше расследование узконаправленное, поэтому мы не можем переносить его на другие федерации и другие виды спорта».
И предусмотрительно все же сделал в докладе шаг в сторону России и от России. «Мы не считаем Россию единственной страной, где есть проблемы с допингом. Более того, легкая атлетика — не единственный вид спорта, где применяется допинг».
Чтобы изменить что-то, надо довести ситуацию до абсурда. И позор, и абсурд, и гнев, и боль, и обида — через что мы еще не проходили? Надо меняться — нельзя, увы, в этом не согласиться с Паундом, выбора нет. Но и доклад надо изучить досконально.
Читайте материал: Мутко ответил на обвинения WADA: Россия против допинга
А также: ВАДА: российских спортсменов на допинг подсадила ФСБ