В прошедшие выходные хоккейная сборная России открыла национальный сезон, в Финляндии на первом этапе Евротура - «Кубке Карьяла» - одержав одну чистую победу в трех матчах.
Итоги турнира для нашей команды - неоднозначные. Скажем, год назад на этом этапе сборная тоже взяла 4 очка. Но если осенью-2014 в регулярном чемпионате КХЛ даже не объявлялась пауза на Евротур, и сборная играла в Финляндии в сверхэкспериментальном составе, то сейчас мы выставили лучшие силы. Фактически это была репетиция двух главных турниров сезона, которые пройдут в Москве: декабрьского Кубка Первого канала и майского чемпионата мира в Москве. Поэтому и спрашивать с команды нужно по максимуму - по гамбургскому, а точнее по московскому счету.
Пожалуй, из трех игр в московский актив можем занести лишь одну. Со шведами (6:3), которых мы, кстати, в похожем эффектном стиле остановили в четвертьфинале последнего чемпионата мира, а также в полуфинале первенства планеты-2014. Похоже, на европейской арене шведы стали нашими «клиентами».
Увы, не менее традиционным стало и поражение от финнов (1:2), которым мы уступили и на чемпионате мира в Праге, и на последней Олимпиаде. Самое тревожное то, что на «Кубке Карьяла» именно финская команда процентов на 60-70 предстала в составе, близком к майскому московскому. В этом плане с финнами в Хельсинки могли конкурировать только мы, ведь и наш состав на чемпионате мира процентов на 70 останется прежним.
Перед «Кубком Карьяла» очень много говорилось о новом образе сборной России – «Красная машина». В российской прессе, которая исторически очень восприимчива к североамериканским заимствованиям (Red Machine – так в восьмидесятые годы прошлого века в НХЛ именовали советскую сборную), новый бренд прошел «на ура». При этом не все в России обратили внимание на то, что перевод «Красная машина» не совсем точен. Североамериканское «machine» - это скорее механизм, агрегат, аппарат, а выражение «red machine», по сути, означает «красный победный конвейер».
Современное же поколение россиян, которое, к сожалению, не помнит доминировавшей в мировом хоккее советской сборной, воспринимает новый бренд сборной в духе времени. То есть скорее как некое гламурное авто из элитарного автопарка, например, как красную «феррари» (как в Формуле-1) или «ламборгини». Думаю, нам, прессе, еще нужно будет поработать, чтобы новое поколение прониклось былым победным духом «красного хоккейного конвейера».
Как бы то ни было, на «Кубке Карьяла» мы, если и увидели гоночную машину, то не столько красную, а сине-белую. Ту самую, которая в финском четвертьфинале Сочи отправила нас в кювет и умчалась в прекрасное олимпийское далеко.
Как ни странно это прозвучит, но «Кубок Карьяла» был наиболее значимым, если хотите, тестовым, для самого авторитетного хоккеиста сборной России – 32-летнего капитана команды Илья Ковальчук. Учитывая то, что в НХЛ «Вашингтон» рассматривается как один из фаворитов сезона, шансы на приезд в сборную Александра Овечкина (капитана минской сборной-2014, которая, кстати, как раз и штамповала победы как «красный конвейер» восьмидесятых) минимальны. Значит, именно Ковальчук, как и в серебряной Праге-2015, должен стать лидером, капитаном национальной команды.
Не секрет, что этот сезон – едва ли не самый трудный в карьере нападающего. Старт регулярного чемпионата в СКА популярному форварду не удался - в сборную он приехал лишь с четырьмя шайбами (не входит даже в число 50 снайперов чемпионата) и худшим в клубе показателем полезности «-9». Таким образом, в Хельсинки популярный форвард мог ситуацию переломить.
Получилось ли это у Ковальчука – сказать крайне трудно. Илья, увы, вновь показал чрезвычайно противоречивый хоккей. Из огня да в полымя его бросало в каждом матче.
В первой и ключевой встрече с финнами именно он забросил единственную шайбу россиян, но в то же время именно его удаление на 10 минут, по сути, лишило команду шансов на возвращение. Игру со шведами Илья прошел по антифинскому сценарию - начал с удаления, а завершил голом в пустые ворота. Ну а во встрече с чехами Ковальчук запомнился в основном тем, что его начал критиковать даже обычно толерантный телекомментатор, выговаривая за регулярные броски мимо ворот.
В общем противоречивый Ковальчук стал символом этого противоречивого турнира. И поучительного.
Впрочем, до чемпионата мира в Москве – ровно полгода, еще есть время поработать над дизайном и движком. Чтобы наша «хоккейная машина» ни в коем случае не стала другой традиционной для России красной машиной. Пожарной…