Золото титулованной дебютантки
Первое российское золото чемпионата мира в опорном прыжке за тринадцать лет завоевала Мария Пасека. Не поверите – дебютантка чемпионата. Да, дважды призер Олимпийских игр в Лондоне приехала на чемпионат мира впервые. «Тактика такая была», - теперь, после золота Глазго, можно Маше и по этому поводу тоже смеяться на пару с главным тренером сборной Андреем Родионенко.
А спортивная жизнь состоит из преодоления до слез. Себя, других, обстоятельств. И надо было, наверное, пройти через многое, чтобы не просто остаться в сборной, но и начать работать, если так можно сказать, «изнутри». Ведь это так просто – сказать на волне успеха: «теперь знаю, как надо работать, свое не отдам». Пасека так после Лондона и сказала. Только дальше была – тишина.
«Я в какой-то момент, видимо, подумала: все, я все умею, если так выступила в Лондоне. Да, звезда в голову ударила. А потом пришла в себя чуток – вдруг поняла, что я взрослею, организм взрослеет. И такого, как раньше: пропустил какое-то время, пришел и легко начинаешь тренироваться с пропущенного момента, уже не будет. С возрастом все иначе. Хотя, казалось бы, 19 лет, а физически уже тяжело, надо понимать – что делать, а что нет. Надо с головой дружить».
Когда Пасека победила в Монпелье на чемпионате Европы, то сказала: «Честно, я до сих пор не верю, что победила. У меня сейчас такое ощущение, будто я уже съездила в Рио». А главный тренер назвал ее тогда фартовой. Вот и в первый день финалов на отдельных видах Мария открыла счет медалям чемпионата мира для россиян.
Ничего свыше. Фартовая, потому что готова к старту.
«Я очень хочу поехать на вторые Игры. У меня просто бешеная теперь мечта появилась. Одна такая мечта уже осуществилась: я хотела выиграть соревнования, чтобы гимн Россия играл. Все, следующей мечтой ставим Олимпиаду. Мир, естественно, тоже надо «победить».
И это «естественно» случилось в Глазго. Тогда, когда женская сборная остро нуждалась именно в золотой медали после проваленного и оставившего нехороший осадок командного выступления.
Маша и теперь, спустя несколько дней, говорит: «Не знаю, что случилось с командой в финале. Почему так сдались?». Сама себе она не может бросить в чем-то упрек: еще в квалификации предъявила миру претензии на награду, первый прыжок - 15.500(6.4), второй – 15.666 (6.3). Сделала все, что от нее зависело, и в других видах в оба дня соревнований.
«Чуть расслабишься, и получаешь проблему. Ведь это всего-то мгновение: мышцы зажала и полетела. А хочется всегда самой себе доказать, что можешь классно сделать. И совершенно не хочется давать повод судьям для сомнений».
На чемпионате мира Маша и доказала и не дала. Плача и тут же улыбаясь во время исполнения российского гимна (а с одной стороны на пьедестале чемпионата мира – сильнейшая кореянка Ун Чжон Хон, с другой – американка Симона Байлс), эмоции эти Маша теперь не растеряет.
В Глазго свою победу оценила коротко: «Просто чище сделала». И смущенно улыбнулась, несколько раз уходя от вопроса: можно ли что-то изменить к Олимпийским играм, пойдет ли на еще большее усложнение?
«Не хочу пока ничего говорить». Все ответ поняли.
Три года все мы ждали
Китаянка Фань Илинь, Виктория Комова и Дарья Спиридонова, американка Мэдисон Кошан – именно в такой очередности они выступали – набрали по 15,366 балла. Все гимнастки получили золотые медали на брусьях.
Победа нужна всем и всегда, но Вике, если хотите, она была катастрофически необходима. Почти три года отсутствия на стартах уверенности не прибавляют.
«Я вроде все могу сделать, но не могу понять, в какой момент могу сорваться? Или что-то сделать не так, что-то забыть или затрястись. Три года не только все меня, но и я себя ждала. Сказала тогда в Лондоне про серебро – это не медаль! За слова всегда приходится отвечать. Я очень много думала. И как раз этим, наверное, загоняла себя в угол. Травма за травмой. Проблема за проблемой. И – тупик, когда я заявила тренеру, что ухожу. Решила: все, уже не судьба, не могу я больше! На тренировках ничего не получается, с тренером ссорюсь, пора идти отсюда. Ничего не вернуть назад. Только потом я поняла – нет, не так все… Мама мне говорит – не надо бояться: что будет, то будет, ты же не с небес спустилась, все могут ошибаться, просто выходи и делай».
«Просто» выходить – это сложно. Да и судьям гимнастки должны показывать с самого начала турнира – все могу, могу и еще лучше. В командном многоборье Вика Комова с выступлениями не справилась. Два падения.
А потом сорвалась в соцсетях – американки, мол, применяют разные методы для приведения себя в столь блестящую форму.
«Дорогие друзья! Хочу извиниться перед вами за свои высказывания про американских девчонок. Это было сказано на эмоциях. Естественно, у меня нет никаких доказательств, просто хочу извиниться за свой характер перед всеми вами», – таков текст последовал после естественной и справедливой реакции многих, и после того, как спортсменка «пришла в себя» при помощи коллективных методов.
Извинилась Вика и перед американскими коллегами. За слова вновь пришлось отвечать. И это все о том же, о чем говорила Маша Пасека, «с головой надо дружить всегда».
А вот брусья в финале не подвели, как и она их. Тренер Геннадий Елфимов, страховавший во время упражнения, тоже справился – не выдал на публике эмоций. Ведь и ему, вырастившему Вику с «гимнастических пеленок», сделавшему из нее титулованную спортсменку, за эти годы от Комовой досталось. И не слышала, и не слушала, и уходила, пыталась работать без Елфимова.
«Но как-то на тренировке сорвалась: «Все, больше не могу без тренера! Он мне нужен». А то все ходят, говорят что-то, и все – не то. Позвонила: «Простите меня, пожалуйста, вы мне нужны». Он говорит: «Ты же понимаешь мои требования? – Да. – Ты готова к этому? - Да. – Все ладно, теперь надо все снова начинать».
Современная гимнастика – при всей сложности и обилии сильных спортсменов – отличается еще и тем, что возвращение в спорт после нескольких лет перерыва становится довольно обычным явлением. Далеко за примерами ходить не надо – в ту же американскую сборную вернулись Габи Дуглас и Александра Райзман.
«Самое главное, чтобы я в себя верила. За последние три года ведь сама себя доводила до истерики: я никто, звать меня никак, на помосте я не смотрюсь, и вообще – кто меня взял в гимнастику? Я очень хочу вернуть себя. Должна сама вернуться и забрать то, что не удалось в Лондоне. У меня еще остался должок перед гимнастикой и перед собой».
После золотой медали Вика скажет, что волновалась – не то слово. Так хотелось не подвести команду и страну. И что вновь будет работать над собой.
Надо, Даша, надо!
Даша шла к золотой медали чемпионата мира под номером один. В прошлом сезоне «жахнула» дебютантка по бронзе – и на Европе и на мире. В этом – уже было золото европейского чемпионата, при достойном исполнении все должно было быть хорошо и на мире.
Можете себе это представить? Пробираясь когда-то к гимнастическим вершинам, а все они, естественно, сводились для начала к базе на «Круглом», Даша не пропустила ни одной тренировки!
«Мне все понравилось в гимнастике сразу, по батуту прыгала, по всему залу бегала, тренер меня отлавливала. И ни одной тренировки не пропустила, вообще ни одной. Не знаю, почему. Мне все нравилось очень. И потом – сказали надо, значит, надо».
Даже после выступления, в минуты ожидания пьедестальной церемонии, у Спиридоновой подрагивали руки. «Да тут – как ни уговаривай себя, все равно нервничать приходится».
Но самое главное и ценное – коронных брусьев она не боится. «Страха нет перед брусьями. Бывает иногда, что накатывает, но только когда новый элемент пробуешь, вот тут надо себя немножечко перебороть».
Многоборье Даше в Глазго далось, конечно, трудно. Щадить себя здесь было нельзя. Но потом ведь надо было сделать и «второе главное» - победить там, где не имеет уже права проиграть.
«Но я же знала, что приехала не просто так. Эта медаль должна была уехать в Россию».