Предолимпийский чемпионат мира – получение олимпийских лицензий. Женская команда заняла в квалификации второе место (мужская – четвертая, обе справились с первой задачей). В Рио-де-Жанейро выступят 12 команд, восемь определились уже в Глазго, выйдя в финал командного первенства. Еще четыре команды отберутся через «кривой» путь, на предолимпийском квалификационном турнире в Рио зимой. Этот путь достался, например, румынкам, которые просто провалили квалификацию.
Россиянки, конечно, должны были остаться в финале в тройке. Вторыми или третьими – это уже, как соревновательная карта ляжет. Но первыми стали американки, вторыми – китаянки, а третьими – хозяйки чемпионата. Команда Великобритании – напориста, уверена в себе. Поддерживаема трибунами, что естественно. Не обижена судьями, что тоже понятно на домашнем чемпионате. Но проиграли мы им место на пьедестале сами. Четыре падения в финале недопустимы. Вика Комова ошиблась на брусьях, затем – Седа Тутхалян, Мария Харенкова и Комова не прошли без падений упражнение на бревне.
Лаконичный комментарий спортсменок: «не знаем, что сказать».
К последнему виду с первыми местами все уже было ясно. Американки и китаянки отрыв себе обеспечили шикарный. Был запас и у команды России – наши девушки опережали британок на
2,442 балла. С одним очень коварным «но». Россиянки отправлялась на вольные упражнения – не самые «зачетные», а Великобритания – на опорный прыжок, в котором баллы маячили призывом к победе.
Второй лаконичный комментарий спортсменок после боя: «надо работать больше. И над нервами и над элементами».
Вот с этим, точно уж, не поспоришь. Вопрос только: как долго помнится грамотный вывод и становится ли руководством к действию?
Деревянная медаль вместо реальной и ожидаемой - трагедия? Конечно, нет. Это слишком сильное слово, для спорта вообще не очень подходящее. И спорт после «дерева» продолжается. Обычно – с удвоенной энергией. А за год до Игр отступать-то вообще некуда.
Да, остается обида. То, что наша команда сильнее команды Великобритании, даже не вопрос.
Но, может, злее будем?
Ведь спортивная злость – не миф. Впечатление, будто выходят наши гимнастки с настроением, «что воля, что неволя – все одно», не самое выигрышное. А что на лице – то и внутри. Что в подламывающихся ногах, то и на табло.
Команда приехала в Глазго без лидера сборной Алии Мустафиной. В каком-то смысле – это даже хорошо. Проверка состава боем. В Глазго Мустафина приехала, но только для того, чтобы поддержать команду морально. Основная задача олимпийской чемпионки – Игры в Рио-де-Жанейро, пока же Алия, как принято говорить, «восстанавливает здоровье». И здесь, увы, ничего не поделаешь.
- В 2011 году я уже пропускала предолимпийский чемпионат мира из-за травмы колена, и это не помешало мне стать олимпийской чемпионкой. Надеюсь, что и на сей раз все будет хорошо, – говорит Алия Мустафина. И дает характеристику нынешней команде Россия. – Команда состоит из трех частей: опытные, прошедшие Олимпийские игры Ксюша Афанасьева, Вика Комова и
Маша Пасека. Менее опытные, но уже участвовавшие в чемпионате мира Даша Спиридонова и Маша Харенкова. И новички мирового помоста – Седа Тутхалян и запасная Женя Шелгунова. Им всем будет не очень просто.
Легко в современной спортивной гимнастике не бывает никому. И не было никогда. Проверка боем показала: команде Мустафина не просто нужна – позарез необходима. От кого-то должно полыхнуть железным спокойствием. Чтобы девчонки смогли показать все, что умеют. Ведь ни один из опрошенных специалистов после финала не сказал, что команда России приехала в Глазго не в форме. Но почти все констатировали: проиграли волей к победе.
Нет, желание выступить хорошо, конечно, было – но, скорее, чисто теоретическое. До практического воплощения не дотянутое. А воля нужна именно на помосте, чтобы вылиться в абсолютную концентрацию внимания на собственном умении и недопущении «детских» ошибок.
И нужен командный дух.
- Мы могли претендовать на серебро или бронзу, - говорит Ксения Афанасьева. Ксюша перед Глазго была буквально выдернута из больницы – проблемы с почками, но самая опытная спортсменка в сборной как раз не дрогнула. Будет Афанасьева выступать и в финале на вольных упражнениях. - До США нам, конечно, было не дотянуться, но в остальном все было по силам. Надо просто не допускать таких ошибок. Четвертое место - неудача. Нам не хватает уверенности в себе. Молодые девочки еще не умеют правильно контролировать свои эмоции, поэтому и ошибаются. У каждого бывают свои неудачи. Если быть честными, то мы не были готовы на все 100 процентов. Что-то не получилось, что-то получилось. Каждый сейчас учтет свои ошибки и будет работать над этим.
Седа Тутхалян отобралась в Глазго в финалы личного многоборья и в упражнениях на бревне. Выступая за команду, упала при соскоке с бревна.
- Что случилось? Сама не поняла. Может быть, чуть-чуть переволновалась. Могла бы выступить сегодня лучше. Будем дальше бороться.
Мария Пасека отработала снаряды очень достойно. Молодец, все в свою силу. В личном финале опорного прыжка ей еще предстоит вновь подтвердить авторитет, в квалификации она показала второй результат.
- Что тут можно сказать? Некоторые девочки перенервничали. Не знаю, что случилось. Все были готовы, первый день прошли хорошо, а на второй… На самом деле - очень странно все случилось, потому что бревно готовили больше, чем другие снаряды. Можно сказать, днями и ночами работали. Возможно, дело в психологии. Или это просто знак, что надо еще больше работать.
«Этого не должно было случиться, – таково мнение тренерского штаба. – Для пьедестала остаточно было, чтобы кто-то один не упал на бревне, и были бы на третьем месте. Говорить, что наши девочки потенциально не заслуживали медалей – нельзя. Несколько дней назад в квалификации они заняли второе место с большим преимуществом от ближайших преследователей».
Ошибки трудно препарировать. Сами гимнастки обычно не могут объяснить, что случилось. Но вот Маша Харенкова говорит, что упала с бревна не из-за волнения. Спокойна была, допустила чисто техническую ошибку. Не избежала ошибки и Дарья Спиридонова на брусьях. В личном финале на этом снаряде обязана показать свой уровень.
А Вика Комова ничего не сказала. И зря. Лучше бы все-таки вышла к журналистам, «проговорила» неудачу. Впереди еще два личных финала: на брусьях и на бревне. Возвращение на большой помост после трехлетнего перерыва происходит именно здесь, на чемпионате мира. Вике удача в Глазго очень нужна. Европейские игры в Баку были все же первым выходом на публику. А соперницы здесь, в Шотландии.
Комова восстановила уже многое. Не хватает пока сил на все снаряды, не хватает уверенности в себе. Есть еще время,
поцелованная гимнастическим богом при рождении, Вика просто обязана вернуть себя в гимнастику королевой. Начинать каждый день словами «я – самая красивая и самая трудолюбивая». И заканчивать другими – «сегодня в зале я сделала все, что могла, и даже чуть-чуть больше».
Проверку боем на этом конкретном отрезке чемпионата мира девушки прошли не должным для их потенциала и мастерства уровне. Никто не просил, да это и бессмысленно, побеждать фонтанирующих оптимизмом и уверенностью американок. Увы, даже с Алией Мустафиной сегодня сделать это бы не удалось. Лидер команды – двукратная абсолютная чемпионка мира Симона Байлс вцепилась в первую ступеньку пьедестала намертво, лидирует в личном многоборье, на прыжке, в вольных упражнениях и на бревне. Вернулись на помост олимпийские чемпионки Гэбриэль Дуглас и Александра Райзман. Смятения в глазах у американок нет.
«Первостепенной задачей для нас было получение квоты на Олимпийские игры, здесь все сейчас борются в основном за это», - после квалификации сказала старший тренер сборных команд Валентина Родионенко.
Если рассматривать успехи именно через эту задачу, то обе команды ее выполнили. Перед отъездом в Глазго президент федерации Василий Титов подчеркнул: «Нам предстоит самый боевой выезд за последние четыре года. Мы рассчитываем на результат, но для нас самое главное - олимпийская квалификация и проверка сил. Прошло серьезное обновление в команде и важен выбор людей, которые в 2016 году будут представлять страну в Рио. О медальном плане предпочитаю не говорить».
«Выбор людей» в Глазго для Рио-де-Жанейро продолжается.