Контрольный выстрел Ирины Винер

Почему тренер говорит своим чемпионкам: «Вы никто, и звать вас никак»?

Красавицы из художественной гимнастики во главе с Ириной Винер-Усмановой приехали в Олимпийский комитет России, чтобы открыть серию встреч журналистов с членами олимпийской сборной России, которая готовится к выступлению в Рио-де-Жанейро. Гимнастки — наше все, как и их водные сестры, синхронистки. (К сестрам теперь прибавился и брат — Александр Мальцев, но ему не удастся выступить на Олимпийских играх: новый вид пока обкатывается.) Художницы на недавнем чемпионате мира завоевали восемь золотых медалей из девяти возможных, а также принесли в копилку национальной сборной шесть наград серебряного достоинства.

Почему тренер говорит своим чемпионкам: «Вы никто, и звать вас никак»?

«Достижения сборной России по художественной гимнастике лишний раз подтверждают, что вклад Ирины Александровны Винер-Усмановой в развитие олимпийского вида спорта, зародившегося в нашей стране, переоценить попросту невозможно», — отметил президент ОКР Александр Жуков.

Если гимнастки — наше все, то Ирина Александровна — это прошлое, настоящее и будущее художественной гимнастики. В этом виде спорта заложена такая система воспитания спортсменов, которой можно не только завидовать, но и перенимать и применять в любой сфере жизни.

— Наши девочки на чемпионате мира сделали то, что всегда, и даже, может быть, немного больше, — сказала Ирина Александровна на пресс-конференции. — Они сидят все время в Новогорске, и надо сделать так, чтобы их увлечь, чтобы они понимали — за что, почему так протекает их жизнь? И здесь проходит только одно — то, что мы называем словом «патриотизм», любовь к родине. Поверьте, самая большая награда для наших детей — не мои или родительские похвалы. А стоять под флагом и слышать Гимн Россия. И они к этому стремятся — вы не представляете даже, какими трудными и тернистыми путями…

…Путь к пьедесталу у гимнасток исчисляется не просто днями, проведенными на базе. Часами тренировок, которые не то, что выдержать многим, даже осознать — и то сложно. «Сколько вы проводите времени в зале?» — спросили Винер. Ответ короткий: «Пока не добьемся результата».

Все тренеры всегда утверждают: конкуренция — это движение вперед. В сборной по художественной гимнастике все время не просто конкуренция, а острая. И при этом все между собой дружат. Вот если бы Кудрявцева и Мамун враждовали, могли бы они, например, завести одну собаку на двоих, как думаете?..

— Очень трудно было на чемпионате мира, — рассказывает Ирина Александровна. — Яне Кудрявцевой, которая выступала с травмой, но не отказалась от чемпионата, ее тренеру Елене Карпушенко, Маргарите Мамун с тренером Аминой Зариповой, которые не имели права дрогнуть. И мне, конечно, — потому что метаться между ними, когда они на меня смотрят: за кого все-таки я, за одну иди за другую?.. А я — за гимн, и мне совершенно все равно, кто из россиянок победит. Бог дает какие-то слова говорить — или Яне, или Рите, или Саше Солдатовой, и тренеров немного взбадривать… В Штутгарте я уходила наверх, потому что около помоста нельзя повышать голос, и с высоты птичьего полета каждой из девочек перед самым началом кричала: «Давай!» И мне казалось, это им помогало. Даже в последнюю минуту, когда заканчивались наши групповые упражнения, мне было уже так нехорошо, что я сказала «давай» и ушла, ничего не видела. Групповое упражнение — сложнейшая программа. И здесь один за всех: одна моргнула, идет цепная реакция, и все валится.

Но, слава богу, все прошло хорошо. И теперь мы готовимся к новому сезону. Очень сложно работать: ведь в индивидуальной программе все помнят, что нас, русских, не догонишь. Поэтому все лучшие гимнастки у других стран собраны в групповые упражнения. За шесть лет мы впервые выиграли многоборье. Для этого и до этого у нас сто раз менялся состав, то одна выбывала спортсменка, то другая. Но все это испытание, это нормально. Я всегда гимнасткам говорю: если бы вам сразу повесили медаль — олимпийскую, мировую, европейскую, а вы бы для этого ничего не делали, вам было бы приятно? Нет. Это называется хлеб стыда. А так — когда они отработали, прошли через все, это славная победа.

И все счастливы: и мы, и болельщики, и Алина Кабаева, которая приехала и вся «горела». Я ей сказала: «Алина, где твое место? На моем месте! Никуда ты не денешься, все равно придешь в зал!» Ну, это я, конечно, просто так сказала, а что будет дальше — бог знает. Но, во всяком случае, наши чемпионки всегда рядом с нами. Вот — Женечка Канаева, красота неземная, которая отпахала две Олимпиады, впервые в истории стала двукратной олимпийской чемпионкой. Она уже мама, сыну полтора года. Женя сейчас уже тренер, берет девочек и работает, как все остальные.

■ ■ ■

— ...Наши девочки себе во главу угла поставили результат, за который должны жертвовать свободным временем. Но они это делают с удовольствием. Когда на пьедестале громко поют гимн, чувствуют себя вообще на небе. Но, как только они сходят с него, я им говорю: вы никто и звать вас никак, вместе с тренером и со мной во главе. Все надо начинать сначала.

Великое спасибо нашей стране, Олимпийскому комитету, министерству, которые тратят огромные деньги на спорт. Многие команды, мы это знаем, приезжают за счет родителей или спонсоров. За счет страны живет только сборная России. Что будет? Перед Играми — чемпионат Европы в Израиле. Делаем программу, которая должна быть достойна России. И этих гимнасток, которые в групповом упражнении и индивидуальном должны выступать на одном уровне. Каждая групповичка должна встать на индивидуальное место и тоже выиграть медали. Я их очень люблю, этих детей, которых у нас много и которые умеют работать. Потому что они честные.

Откуда берем кадры? У нас есть полное взаимодействие с регионами. Если в руки тренера попадает талант, наставник обязательно должен поднять ребенка до того уровня, до которого может. А потом — передать более знающему, грамотному тренеру, который в свое время отдаст в сборную команду страны. И уже в сборной начинается огранка таланта.

В художественной гимнастике тренеры всегда знают, что никто не остается забытым. Ни в званиях, ни в материальном обеспечении. Тренер и тот регион, который вырастил, всегда есть во всех списках. А дети у нас просто обязаны говорить во время интервью: где они начинали, родились и откуда пришли. Все знают это, поэтому тренеры регионов просто толпами отправляют нам детей, чтобы мы их просматривали.

Мы заряжены на победы своей страны. Во имя гимна, флага и людей, которые за нас болеют. Вот Женя Канаева помнит: мы были с ней на вручении приза «Золотой граммофон». Наградили, мы пошли забирать пальто. А там — все звезды: Пугачева, Киркоров… За ними все носятся, автограф берут, мы — бочком-бочком проходим к раздевалке. Гардеробщица дает нам верхнюю одежду и вдруг вскрикивает: «Винер, Канаева, живые!» Все — контрольный выстрел в голову…

Даже если я когда-то мечтаю о том, что уйду на покой и буду консультантом, все — не могу. Простая гардеробщица! Такие слова намного выше, чем самые большие похвалы и награды. Я вышла и сказала: «Жень, что мы можем сделать? Мы должны пахать, работать, чтобы такие люди за нас радовались. Потому что когда мы выигрываем — это побеждает весь народ. Все, кто смотрит телевизор. Гимн играет не в нашу честь, а в честь народа. Особенно в такой тяжелый период. Никакие санкции на нас не действуют. Нас отлично принимают. Потому что искусство и настоящая сила, заработанная большим трудом, могут все».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру