Для начала: понятно, что рейтинговых спортивных трансляций ни одному каналу для 24-часового наполнения «сетки» не хватит. И мы, учитывая то, что основная аудитория любого телеканала — «рекламоемкие» женщины и пенсионеры, обречены видеть сериалы, шоу для домохозяек и прочий «замыливающий» глаз продукт. И здесь, на мой взгляд, спортивное ТВ ждут самые опасные подводные камни.
Не секрет, что те, кто берется за дело, не боятся взять на себя определенные и весьма жесткие обязательства. Учитывая нынешние реалии, на обещанные рейтинги можно выйти двумя способами.
Первый — «замыливание» канала, второй — рискованная и, возможно, неблагодарная попытка сыграть вдолгую, на выращивание именно спортивной аудитории. В конце концов, во всем мире — и прежде всего в Северной Америке, которой мы, судя по событиям последних лет, бросаем геополитический вызов, — такая аудитория есть.
Почему бы не попробовать бросить США вызов другой, геоспортивный, — и вырастить здоровую аудиторию в России?..
И здесь, как в недавнем прошлом руководитель пресс-службы национальной сборной по хоккею, позволю себе поделиться личным опытом.
Знаете ли вы, какие спортивные трансляции являются абсолютными лидерами телевизионного сезона-2014/2015? Матчи футбольной сборной Россия на чемпионате мира в Бразилии? Главное дерби премьер-лиги «Спартак» — ЦСКА или «русское классико» «Спартак» — «Зенит»? Финал Лиги чемпионов? В конце концов, финальная серия розыгрыша хоккейного Кубка Гагарина СКА — «Ак Барс»?
Нет — у вас промах за промахом!
Все рекорды спортивного телесмотрения были побиты хоккейной сборной России-2015. Аудитория полуфинала чемпионата мира в Чехии Россия — США составила долю «31», а финальный матч Россия — Канада и вовсе достиг отметки «36». Таким космическим показателям позавидует даже элитарная «мыловаренная» промышленность…
Все эти хоккейные достижения вернули нас в самые славные времена в истории спортивной России — лучшие трансляции Олимпиады-2014 в Сочи и полуфинал футбольного Евро-2008 Россия — Голландия. Они доказали, что списывать спорт в ночную, низкорентабельную жизнь не надо, что страна, вопреки мнению скептиков, здорова.
Впрочем, суперрейтинги хоккейной сборной России (они, к слову, оказались в 6 (!) раз выше, чем футбольного дерби «Спартак» — ЦСКА) возникли не на пустом месте. В нашей стране любят успешных — а после победы в Минске-2014 хоккейная сборная стала именно такой.
А еще симпатизируют тем, кого обижают, что как раз происходило с нашей национальной командой, которой в прошлом сезоне от внутреннего чемпионата так и не достались паузы на Евротур и которой однажды пришлось ехать на турнир с… 20-летней (!) вратарской бригадой: Третьяком-младшим, Сорокиным и Шарыченковым.
Думаю, свою роль сыграла и атмосфера вокруг хоккейной сборной. Перед каждым этапом Евротура шла информационная раскрутка команды, каждый знаковый хоккеист через СМИ приглашался в команду ее лидерами и ее куратором. Составы на этапы Евротура объявлялись в прямом телеэфире.
Более того, каждый игрок, не прошедший в состав, провожался из команды специальным пресс-релизом со словами благодарности от штаба сборной. Иначе говоря, весь хоккейный сезон вокруг сборной существовало информационное поле. И возможно, именно так готовились майские рейтинговые рекорды…
Интересно, учтут ли этот хоккейный опыт на спортивном ТВ? Увидят ли, что хоккей может стать своеобразным Локомотив — как минимум равным партнером футбола?