Гарри - экономист
О том, какой сложный в общении, нетерпимый к чужому мнению человек Каспаров, говорят многие близкие ему люди. Был такой случай. Гарри Кимович решил объяснить, как устроена экономика, пришедшим к нему в гости академикам-экономистам Абалкину и Аганбегяну. Каспаров увлекся и не дал никому вставить слово. Тогда один из присутствующих перебил его и рассказал такую притчу. Когда тренер Михаила Ботвинника, только ставшего чемпионом мира, почувствовал, что его воспитанник зарывается, он сказал: «Запомните, Миша, в шахматах вы гений, а в остальном вы обыкновенный еврей».
После этого примера Каспаров вскочил и убежал на кухню. Правда, через пять минут вернулся, сел за стол и начал молча есть. Потом положил вилку, обвел указательным пальцем окружающих и произнес: «Все равно вы все не правы». Урок академика не пошел ему впрок…
Художественный свист
В мае 2005 года-го в Москва состоялось общее годичное собрание Российской академии наук, самое скандальное за все 15 лет ее существования. Во время доклада Андрея Фурсенко в зале, где собралось больше 1000 академиков и член-корреспондентов, стоял недовольный гул: так ученые воспринимали выступление министра образования и науки. Он предлагал реформы, в результате которых отечественная наука могла прийти к полной деградации, а академические институты были бы приватизированы разными темными личностями. И тут вдруг в зале раздался оглушительный свист. Фурсенко испуганно осекся, а президент РАН Юрий Осипов встал и решительно заявил: «За всю историю Российской академии наук собрание не прерывало докладчика свистом. Я требую, чтобы тот, кто это сделал, покинул зал». Со своего места поднялся человек с окладистой бородой, которой позавидовал бы сам Карл Маркс, и, воскликнув: «С превеликим удовольствием!» - с достоинством покинул притихший зал.
Спрашивается: какое отношение все это имеет к шахматам? В том-то все и дело, что смелым человеком освиставшим министра и тем самым проявившим столь оригинальную форму протеста, оказался знаменитый шахматист-математик, ныне член-корреспондент АН Владимир Арлазаров! Он - один из основоположников шахматного программирования, главный создатель советской программы «Каисса», сорок лет назад ставшей первой чемпионкой мира по шахматам среди машин. И мне остается только гордиться, что в 1960 году удалось разделить с Арлазаровым первое место в чемпионате МГУ по шахматам. Я тогда учился на первом курсе мехмата, Владимир на пятом, свистеть он тогда не умел, и, разумеется, у него еще не было такой пышной бороды…
Четыре руки против одной
В 1970-е годы в Амстердаме состоялась выставочная консультационная партия двух гроссмейстерских пар – Ботвинника и Полугаевского, с одной стороны, и Кереса и Принса, с другой. Голландский шахматист Людвиг Принс по силе игры явно выбивался из этой четверки, и в процессе игры Ботвинник, усмехнувшись, заметил, что условия у них неравные: «У нас четыре руки, чтобы делать ходы, а бедный Керес имеет только одну, поскольку другая занята тем, чтобы отражать вмешательство Принса».
Как жаль!
У шахматиста и автора симпатичных шахматных юморесок Семена Зуника (писал под псевдонимом Старый Семен) лет тридцать назад произошел забавный случай. К его маме часто в гости заходила красивая девушка Даша К., дочь известного русского поэта. Ее отец, человек нелегкой судьбы, был большим поклонником шахмат, даже иногда печатался в шахматном журнале. Желая сделать ему приятное, Семен однажды сказал Даше: «Вашему отцу будет интересно почитать эту книгу» и дал ей суперраритет: издание Михаила Левидова «Стейниц, Ласкер», самую ценную книгу в его библиотеке, рассчитывая, что Даша вернет ее при следующем визите. Но когда дочка поэта пришла снова в гости, она достала сверток, в который был завернут сборник поэта, и произнесла убийственные слова: «Отец благодарит вас за книжку и в ответ дарит свою».
Вспоминая это забавный, но грустный эпизод, Семен, абсолютно равнодушный к поэзии, редко читающий стихи, сделал краткое примечание: «Зачем я все это написал? Тридцать лет прошло – а книжку жалко!».
Тернистый путь
Как известно, весной 2005 года Каспаров, потеряв мотивацию для дальнейшей игры (все попытки вновь сразиться с Крамником оказались тщетны) сделал сенсационное заявление, что завершает спортивную карьеру и переходит в политику - незадолго до этого он стал сопредседателем Комитета-2008. А уже через месяц произошел неприятный инцидент. На встрече с активистами молодежных организаций в Москве к Гарри обратился некий юноша, зарегистрировавшийся под фамилией Бурмистров, достал из своего рюкзака деревянную шахматную доску и попросил поставить на ней автограф фломастером. Получив его, молодой человек воскликнул: «Гарри Кимович, вы предали шахматы и ушли в грязную политику!», после чего дал Каспарову этой же доской по голове. Шахматный король получил гематому в виде шишки, но не потерял чувство юмора: «Хорошо еще, что у нас в стране популярны шахматы, а не бейсбол!» Правда, один журналист весьма мрачно пошутил по этому поводу: «А вот Троцкого убили ледорубом. Но вряд ли из-за того, что в СССР тогда был популярен альпинизм…»
Да, тернист и труден путь шахматиста в большую политику!