Футбольные фанаты как движение умирают. Кто придет на смену?

Александр РАБИНКОВ, Общество любителей футбола, специально для «МК»

Движение футбольных фанатов, как известно, зародилось в Англии и где-то к 70-м годам ХХ века стало просачиваться к нам через железный занавес. Сейчас это трудно представить, но ещё не так давно любой флаг на трибунах, кроме красного, вызывал недоумение...

Александр РАБИНКОВ, Общество любителей футбола, специально для «МК»

Это фанатское движение в нашей стране, которая успела сменить название и размеры, за без малого 50 лет прошло несколько стадий: и детство, и юность, и молодость, и зрелость. На мой взгляд, сейчас уже время немощной старости, а то и вовсе смерть произошла. Какие формы примет оно в дальнейшем, в следующей уже жизни — зависит только от нас. От понимания проблем и принятия вызовов.

Вообще движение фанатов – это неверное название. Фанатов чего? Принято считать, что футбола, но футбол тут не более, чем место дислокации (как, скажем, «солнцевские» — они из Солнцева, а «люберецкие» — естественно, из Люберец: просто так получилось). Игра же номер один тут по большому счёту ни при чём.

Меж тем любители различных состязаний и футбола в частности, так или иначе, объединялись и в малые группы, и в сообщества с момента зарождения спорта как такового. Ибо спорт всегда являлся притягательной силой и как суррогат войны, и как зрелище, и как соревнование, и как образ жизни.

Другое дело, что организации, призванные контролировать это, занимались спортом как таковым и совершенно очевидно в какой-то момент упускали (недооценили или посчитали не своим делом) работу с любителями, с тусовкой, которая происходит вокруг Игры.

Это происходило не только в нашей стране, но сегодня мы говорим о вопросах, которые стоят в России.

Итак, из групп интереса сначала выделись любопытствующие зрители и любители (частый зритель и участник), потом болельщики (кстати, уже у них страсть вытесняет объективность) и так называемые фанаты. Они-то и стали во многом определять жизнь вокруг футбола (к слову, и они не представляют однородную массу, но эти исследования уже не слишком уместны в рамках конкретного текста).

Таким образом, так называемые фанаты – это часть любителей футбола, наиболее пассионарная, но и наиболее далекая от целей развития Игры, направленная на слом устоев или продвижение далеких от спорта идей. Здесь и деление на свой-чужой, и межнациональные разборки...

Хулиганство приобрело некий ореол романтики в применении к околофутбольным дракам (некоторые из которых заканчивались смертельными исходами).

Свято место пусто не бывает, гласит народная поговорка. И там где нет работы с молодежью, решения ее проблем, приходит другая сила. Криминалитет. Здесь я говорю о криминальных взаимоотношениях, а общество, как известно из Маркса, характеризуется не членами, но характером взаимоотношений между ними!

Главной задачей сейчас считаю заменить характер взаимоотношений: от разделения — к объединению, от вражды — к дружбе, от битв — к соревнованиям, от девиантного поведения — к благочестивому.

Соревноваться надо в благородстве, а не в подлости.

Проблемы переформатирования не новы, еще в «Забытой мелодии для флейты» герой Александра Ширвиндта говорил: «Если процесс нельзя запретить, то его надо возглавить».

Но шутки шутками, а здесь я хотел бы обратить внимание читателей на английский опыт переформатирования, который принято связывать в первую голову с именем экс-премьера Великобритании Маргарет Тэтчер.

Принято считать, что «Железная леди» силовыми мерами изменила ситуацию, однако, это далеко не полная информация. Почему-то забывают, что жесткие меры имели краткосрочный характер, а про огромную, каждодневную организационную работу — ни-ни.

Начну пояснения с того, что был принят «Акт о футбольных зрителях».

Либерализация телевизионного рынка буквально завалила рынок футбольный деньгами, чем активизировала привлечение в футбол и бизнеса, и главное, общественных организаций, призванных работать со всеми группами участников процесса. Как следствие — имеем лучшую и самую богатую лигу мира.

Как говорит Пайара Повар — исполнительный директор антидискриминационной сети FARE (Football Against Racism in Europe), расположенной в Лондоне, более жесткие меры безопасности являются только краткосрочной мерой. По ее словам, самым важным фактором в Англии стало образование и вовлечение общественности. «Мы знаем, что просто репрессии и принятие законов — этого никогда недостаточно. Необходимо обучать и вовлекать эти группы болельщиков и, возможно, проводить активные, хорошо финансируемые проекты по работе с теми, кто является самым большим нарушителем», — считает Повар.

В Англии были созданы множество общественных антирасистских благотворительных фондов и организаций. Эти организации финансируются спортивными органами и привлекают к участию футбольные клубы и игроков, как действующих, так и игравших в прошлом. Со временем они смогли изменить ситуацию. При этом в Британии именно расизм был наиболее острой проблемой, в Россия подобного нет, но хватает много своих: например, межнациональные противоречия.

Какие же полезные выводы можем сделать?

Первое. В Англии снижены хулиганские и криминальные проявления фанатов вследствие тотальной их регистрации, а также взаимной коллективной ответственности футбольных клубов и их болельщиков;

Второе. Привлечение финансирования было решено не за счет простого субсидирования и распределения государственного бюджета, а за счет активизации экономических процессов вокруг футбола. В частности, с помощью телевидения была удовлетворена потребность людей, которые не могли часто физически ходить на футбол. И вместо того, чтобы решать финансовые проблемы дальнейшим повышением цен на билеты, клубы стали продавать информационный доступ, а сами смогли сосредоточится на повышении качества игры, так как это напрямую влияло на интерес к футболу, а значит, и на доходы.

Также для лучшего финансирования были использованы самые совершенные на тот момент механизмы привлечения прямых инвестиций.

Вывод: только благодаря поддержке общественных организаций англичане смогли переломить ситуацию, силовые меры, конечно, были необходимы, но только как сопровождение. Своевременное вскрытие проблем на всех уровнях плюс работа с молодежью позволила в течении 10-летия решить проблему.

Конечно, было бы неправильно утверждать, что в движении, так или иначе влиявшем на ход развития индустрии футбола около полувека, не было положительных моментов.

Главный из них — вскрытие недостатков официальной системы. Это и заскорузлость, и неприятие новых форм, и фактическое разложение. В общем, хлынула молодая, пассионарная, живая кровь.

Сейчас очевидно, что опыт фанатов – это прообраз новых спортивных обществ (советские уже остались в прошлом). С новыми подходами и реальной вовлеченностью в процесс.

Сравнительно недавно еще, в начале 80-х, многие переживали за спортсменов из того или иного общества. Предметом обсуждения, гордости даже были различные виды отечественного спорта. Достаточно часто посещались кроме, конечно, футбола, и хоккей, и легкая атлетика, и баскетбол, и гандбол, и лыжи, и биатлон, и бокс, и борьба, и водное поло, и плавание, и фехтование...

Но — люди не только посещали, но и сами соревновались везде. Поэтому и спортивные общества были именно спортивными, а не футбольными. Одним из важных факторов была поддержка своих, во многих видах спорта играли команды обществ. И уж точно в каждом спортивном обществе были разные секции.

Роль спортивных обществ нивелировалась, удачные бизнесы (скажем, футбольный клуб «Спартак») из них вышли, на смену пришли фанатские объединения, что, собственно, было бы не плохо, но ещё раз скажу: в них — не спортивные (соревновательные) отношения, а криминальные. И это важно, это государственная проблема.

Но ребята, ныне идущие по ложному пути хулиганизма, вполне могут быть и активными членами спортивных сообществ. При условии обучения и контроля.

Надо переформатировать отношения от криминального сознания к спортивному. И это — задача общественных организаций.

Россия имеет свой опыт, и опыт успешный, в Татарстане, который из республики молодежных группировок превратился в спортивную, сделав Казань фактически столицей спорта страны.

Есть и Чечня, где много делается для перехода от криминального мышления (даже, скажу, террористического) к спортивному (соревновательному).

Другое дело, что фактически это результат волевых решений глав республик, а общественной работы, работы общественных организаций, конечно, не хватает. Кстати, именно поэтому совмещение постов министра спорта и главы РФС не только оправдано, а просто необходимо.

...Не так давно президент России Владимир Путин сказал о том, что систематически в России слишком мало людей занимается спортом: «Из возрастной группы от 30 до 60 лет — лишь 11%, а из более старших и того меньше - около 3 %».

Да, за последние годы эти показатели немного выросли, но при этом мы отстаём от уровня других стран. И этой проблемой тоже надо заниматься в первую очередь, пытаясь переориентировать так называемых фанатов на активные занятия спортом, а не драками.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26917 от 21 сентября 2015

Заголовок в газете: Фанаты умирают как движение. Что дальше?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру