Обрушу всю возможную демагогию первым же предложением: единого ответа на этот вопрос нет и никогда не будет. Бесконечные споры о натурализации не приведут ни к чему, кроме как к разделению на два лагеря: за и против. И у каждого будет достаточно доводов, чтобы доказать свою правоту, но которая доказана никогда не будет.
Случаи со спортсменами — уникальны. Каждый из них преследует свои цели и здесь главное, чтобы эти цели совпали с интересами России, которая может предоставить свой паспорт.
Рой Джонс-младший, считаю, поступил почти самым честным образом. В разговоре с Путиным он заявил, что российское гражданство поможет ему в построении бизнеса в Россия. То есть, по сути, как спортсмена его можно и не рассматривать. Как он поможет нашей стране в спортивных успехах — вопрос спорный, хоть он и не скрывает своих намерений вновь стать чемпионом мира. Насколько это реально в 46 лет — судите сами.
Серебряная медаль Олимпийских игр, ровно как и такие же — только золотые — годы на боксерском ринге он провел под флагом Америки, и мир его уже не сможет воспринимать иначе. С другой стороны, громко хлопнуть дверью, завершив карьеру и уйти, когда на твоей спине будет уже флаг российский — почему бы и нет?..
Но спасибо Рою, что он — честен. Он не скрывает, что ему по большей части интересен бизнес, и именно за этим он обратился к Путину.
Второй вариант, из-за чего такие просьбы все чаще поступают, это, конечно же, налоги. И здесь спасибо надо сказать Жерару Депардье, который своим примером заложил в наши головы новое направление мейнстрима. Мы и так противоречиво относились к вариантам с российским гражданством, а теперь и вовсе везде ищем подвох, что люди просто бегут от налогов в своей стране в пользу маленького процента в России. Но в случае со спортсменами, я бы отложил эту версию куда-нибудь подальше. И дело не в том, что они и так состоятельные, а просто потому, что Америка и Украина последние новости — основные страны, откуда приходят просьбы на российское гражданство — не имеют таких налогов, как в той же Франция. Хотя, в первом случае, они тоже не маленькие. Рой Джонсом и это, наверняка, движет.
И, конечно же, самый светлый и радужный для нас вариант: патриотизм. Но не в том понятии, в котором мы хотели бы его представлять. Опять-таки, все случаи уникальны, но давайте будем честными: легионеры вряд ли смогут отдаваться полностью за Россию, страну, которую умом, как известно, не понять.
Патриотизм может быть разный. Как футбольные болельщики. Одни болеют «за», а другие - «против». Кто-то кричит «Вперед, «Спартак!», а кто-то обзывает ЦСКА. Так же и с патриотизмом. Спортсмены хотят получить российское гражданство не потому, что болеют за Россию, а потому что не испытывают патриотизма к своей стране, потому что там им не предоставляют комфортных условий для развития или же просто не ценят.
В бойцовской среде это вообще случай частый. Яркие примеры — Алексей Олейник и Джефф Монсон, с которыми имею честь быть знакомым и с которыми эту тему обсуждали. Первый представлял Украину, однако зимой получил российский паспорт. На вопрос «Почему?», он ответил просто: не хочу представлять страну, в которой такое происходит. Соответственно, почему бы ему не предоставить возможность прославлять Россию?
Джефф Монсон же, американец, который тоже близок к получению отечественного паспорта, больше склоняется к политическим мотивам. Но за ними скрывается та спортивная реализация, которую Джефф так желает даже в свои 44 года. Плюс он неоднократно и, поверьте, искренне, признавался в любви к нашему государству. Выход на бой под гимн СССР или под Владимира Высоцкого — чем не доказательство?
Конечно же, не стоит и забывать успешный опыт Олимпиады в Сочи, когда Вик Уайлд и Виктор Ан принесли в копилку сборной России несколько золотых медалей. Они также оказались за бортом понимания в своей стране и решили доказать свою состоятельность — в спортивном смысле — в другом месте. Получилось. Есть спортсмены, которые оказались в тупике, как это произошло с легкоатлетами из Крым, у которых был украинский паспорт. После известных событий выступать же они будут за Россию, и поэтому как тут отказать?
Но главное при этом — их желание совпало с интересами России. Поэтому последнее слово всегда должно быть за ней. А не так, чтобы «кто-то там изъявил желание выступить за Россию», вот ему паспорт и выдали. Желание должно быть обоюдным, как и интересы: неважно, обусловлены они налогами, политикой, бизнесом или патриотизмом.
Важно еще и не забывать, что как бы нам не приносили золотые медали Олимпийских игр легионеры, они — не панацея для побед отечественного спорта. На краткосрочной основе — возможно. В долгосрочной — нет. Поэтому нужно продумывать варианты, при которых они будут оставаться и передавать свой опыт подрастающему российскому поколению, которое вырастить безусловно сложнее, нежели дать паспорт иностранцу.
А если просто набирать по объявлению, для этих самых объявлений не останется места даже в прекрасном, обновленном олимпийском Сочи.