Мы знакомы уже 15 лет, но в разговоре с Олегом Трегубовым я порой теряю разницу в возрасте, а она ведь, по идее, велика. Что ни фраза — афоризм, который можно публиковать. В личном разговоре: «Если проблемы, ребенка в садик поможем устроить. Зубы болят — я решу». Это 3-кратный чемпион страны, 13-кратный чемпион Москвы по картингу. Человек с трудной судьбой, сознательная жизнь которого началась с той самой войны. Выжить, прийти в себя и стать чемпионом в спорте высших достижений дано не каждому. А он смог. Мы начали разговор не с обсуждения бездорожья мотокросса или картинговых трасс, а с воспоминаний детства.
— Жили мы практически на площади трех вокзалов. Моя мама работала бухгалтером, отец — прорабом. Мне не было еще 6 лет, а сестре-то и подавно 3 месяца, когда началась война. Отец ушел на фронт сапером, а мы остались втроем и познали, что такое голод. И помню, как во время воздушных тревог бежали на станцию «Комсомольская». Сестра на руках, а я держусь за мамину юбку, чтобы не потеряться… Однажды, когда мы не успели, увидел картину: три прожектора, скрестив лучи, вели немецкий самолет. И один из снарядов попал в него: он задымился и пошел на снижение. Потом мать получила извещение: отец пропал. Либо погиб, либо сгинул куда-то. Позже я понял, что она пережила. Потом я узнал, что папа воевал на Ленинградском фронте, был ранен, контужен и попал в плен. В итоге — концлагерь, 2 года и 7 месяцев. В конце этого кошмара он совершил побег с тремя товарищами — скитались по Германия три недели по лесам. И были освобождены войсками союзников. По шоссе двигался танк со звездой, но это был американский. Они выбежали навстречу. Люк открылся, оттуда показался афроамериканский парень…
9 мая 1945 года: салют, ликование, слезы, поцелуи. И затем появляется отец. Худой, изможденный. Потом начался кошмар — вызывали в военкомат, в особый отдел: «Почему партбилет не сохранили?..» Они держались стойко: у всех дети, их оставили в покое. Отец затем привез откуда-то мотоцикл, назывался «Красный Октябрь». Еще довоенный. Но он был без мотора. Мы с друзьями приладили к нему мотор от... автопилы. Гоняли по площади этих самых трех вокзалов, оглушали всех ревом, за нами гонялась милиция…
В 16 лет я уже поступил в клуб юных автомобилистов. Я получил права, там был замечательный тренер Николай Плащенков. Наша команда выиграла кроссы имени Чкалова, чемпионаты Москва и другие соревнования.
В 1953 году, как вы знаете, умер Сталин. И даже мы пытались прорваться туда. Но была страшная давка: дальше Трубной площади мы не попали.
Но теперь вернусь к спорту. Когда мне исполнилось 18 лет, я уже был в «Спартаке», где были Павел Баранов, Николай Шумилкин и другие заслуженные мастера. Потом «Спартак» закрыли, я оказался в «Буревестнике». Там были чемпионы СССР Борис Панферов, Николай Михайлов... Наша команда была одной из сильнейших в Москве. На втором этаже над нашим клубом жил легендарный Валерий Брумель, рекордсмен мира по легкой атлетике. Директор клуба запрещал нам, чтобы мы его уговорили кататься. Он сказал, что выгонит за такое сразу.
В 1960 году меня включили в сборную страны в классе 125 кубических сантиметров. После этого меня и Панферова отправили в школу тренеров при Институте физкультуры, на улице Казакова. Потом я стал тренером мотосекции МГУ. В нашем клубе были велогонщики: увидев, как я цилиндр пилю бормашинкой, спросили: «А не пойти ли тебе учиться на дантиста?..» Я последовал их совету. В 1965 году я получил серьезную травму на мотоцикле и решил оставить мотоспорт, поскольку это было несовместимо с новой профессией.
Стал появляться картинг. Мне приходилось садиться в этот карт, регулировать двигатель. И я в страшном сне не мог представить, что займусь спортом на этой «жуткой» тележке. Но в 1974 году кто-то из гонщиков заболел, и меня попросили его заменить. Опыт мотогонщика помог. В 1974 году я первый раз выиграл чемпионат СССР, потом повторил достижение. Так мне дали спортивную кличку Доктор…
В 1981 году я выиграл вновь. Обязан этой победе сотрудничеству со своим другом Владимиром Лаврентьевым — он известный мотогонщик из ЦСКА. И последний раз я стал чемпионом Москвы в возрасте 66 лет.
В 1992 году я решил оставить этот вид спорта, а потом вдруг поехал в Курск и на местной трассе занял 3-е место! Потом возобновил занятия мотокроссом — в 2007 году выиграл ветеранский Кубок Россия. Последнее время гоняюсь в картинге тоже. В Марьине в 2004-м побеждал на ветеранских, недавно была гонка бывших членов сборной СССР, а на соревнованиях в честь 70-летия Победы я выиграл.
С 2000 года я выступаю за ЦСКА в своей возрастной группе. Каждый последний четверг месяца мы собираемся вместе. Обсудить все, да и просто увидеться. Проблемы мотоспорта… Команда наша была в авангарде. Сейчас она возрождается. И этому помогают первый чемпион мира по мотокроссу Виктор Арбеков, 7-кратный лучший на планете в ледовом спидвее Сергей Тарабанько, 2-кратный чемпион мира Виталий Русских и многократный чемпион СССР Борис Юдин. Да всех и не перечислишь! Ими можно гордиться.
В 2003 году ради меня учредили Кубок Олега Трегубова. Переходящий приз.
А музыка — это моя отдельная тема. Я в 18 лет увлекся джазом. Слушал приемник на коротких волнах. Очень увлекла игра Луи Армстронга. Купил трубу — и, знаешь, что-то стало получаться. Когда я достиг прогресса, стали приглашать играть. С профессионалами: Сергеем Березиным из «Самоцветов» — песня «Снег кружится», помните?.. А сестра Маргарита у меня так и работает в ансамбле «Березка». Директор ансамбля. Музыка помогает. У любого гонщика развито чувство ритма. Когда подходишь к повороту, ты, как в музыке, отсчитываешь и знаешь, сколько секунд до того, как надо нажать педаль тормоза, а затем — как начинать разгоняться. Чувство такта. Я этого не осознаю, это все на автомате.
■ ■ ■
— У вас столько талантов. Когда успеваете?
— Давно была у меня пациентка Ирина. Она мне на банкете, помню, налила граненый стакан и сказала: «Ты такой же многогранный». Я, помню, опаздывал на смену на час или два. На меня больные жаловались, но главврач был моим болельщиком. Он все мне прощал. И вечером я не стремился уходить рано.
— Если начинать вдумываться, что ты делаешь на трассе...
— Дима... Ты будешь улетать на поворотах. Достаточно посмотреть «Формулу-1»: гонщик не думает, что он делает. Это на подкорке все работает! Большинство из них вышли из картинга, а кто нет — не показывает результатов. Даниил Квят — из наших: он еще свое возьмет. Он молодчина.
— Что бы вы хотели себе пожелать в день юбилея?
— Да оставаться таким, как есть. Это если коротко. Держать марку. Как Леонид Утесов: выглядеть не на 80, а на 79 с половиной. Раньше я скрывал возраст, но у меня генетическая предрасположенность к долгой жизни. Родители прожили долго.
Хочу пожелать удачи своей команде ЦСКА. Я надеюсь, что нас оставят в покое, прекратят попытки отобрать у нас этот единственный гараж, офис, место встреч. Если и это отберут — это нанесет непоправимый удар по мотоспорту!
— Несмотря на кажущуюся простоту, у машины под названием «карт» нет амортизации и дифференциала. К этому очень сложно привыкать…
— Да у меня и не сразу получалось! Вообще ничего сразу не получается. У меня был отличный мотор, мощность, но меня крутит. И и понял: надо переучиться. Сейчас можно работать с двумя педалями, входить в управляемый занос, если это помогает прохождению поворота. А вообще, картинг — это не просто средство подготовки к большим сериям. Это самостоятельный вид спорта. И вряд ли он уступает другим автомобильным дисциплинам. Нас снабжал ДОСААФ в свое время. Но техника дорогая: все зависит от кошелька родителей. Это обидно, спорт не совсем массовый. Ни в одного таланта вкладывать просто так не будут. Государственной поддержки нет. А жаль! Российские пилоты способны на самые большие успехи, я в них верю.
МЕЖДУ ТЕМ
Даниил Квят из команды «Формулы-1» Red Bull поздравил как Олега Трегубова с юбилеем, так и всех российских любителей автоспорта. У нас впервые в истории — второе место в исполнении Дани. Это произошло на специфическом автодроме «Хунгароринг» под Будапештом, но это не умаляет заслуг уфимского самородка. Обогнать нашего лучшего гонщика смог лишь 4-кратный чемпион мира немец Себастиан Феттель. Подробности — завтра в «МК».