12 июля стартовал российский футбольный сезон-2015/2016. Или все же наоборот: предыдущий — 2014/2015 — закончился?
В матче за Суперкубок на стадионе «Петровский» в Санкт-Петербурге встретились обладатель Кубка России («Локомотив») и чемпион страны («Зенит»).
Закончилось противостояние победой питерцев в серии пенальти — 4:2. После ничейного результата в основное время — 1:1.
И вот какие выводы после этого матча мы с вами можем сделать…
Первый: место выбрано правильно. А время?
Можно сколько угодно говорить, что из-за Суперкубка у двух участвующих в его розыгрыше команд сбивается график предсезонной подготовки, но ведь так не только у нас. И в Англии, например, и в Италии противоборством клубов —триумфаторов предыдущего сезона открывается сезон новый.
Другое дело, что те же итальянцы часто эти матчи проводят за границей: то в США, то вообще в Ливии, а в последнее время Китай полюбили.
У нас тоже была мысль вывезти команды в Азию, но на Ближний Восток: в Катар или в Эмираты. Только в декабре: логично было бы обеим командам, «Локо» и «Зенит», которые участвуют в еврокубках, дать игровую практику перед декабрьскими матчами Лиги Европы и Лиги чемпионов соответственно, благо и те, и другие в групповой этап попали априори.
Впрочем, с арабами что-то не сложилось, а раз решили играть в июле, то выбор Санкт-Петербурга представляется логичным.
Понимаю, как нервно восприняли это болельщики всех остальных команд. После откровенно «аппаратного» решения о включении «Зенита-2» в ФНЛ (первый дивизион российского футбола) и других раздражающих моментов казалось, что беспредел продолжается.
Но давайте объективно (у меня точно получится — поверьте, к нынешнему «Зениту-Газпрому», как его метко назвал экс-премьер Сергей Степашин, особых симпатий не испытываю): в Питере Суперкубок ни разу не проходил (а у московских команд преимущество своего поля уже было), а аншлаг там, в отличие от Химок, был практически гарантирован.
Второй вывод: болельщики освистали Дзюбу и Виллаш-Боаша. И поблагодарили Аршавина и Кержакова.
Стадион в итоге собрался, как и ожидалось, почти полный. Но при этом «Петрович», как его любя кличут многие «олдовые» питерские фанаты, далеко не всех зенитовцев поддерживал.
Особенно, конечно, досталось Артёму Дзюбе — служба безопасности «Зенита» даже спецоперацию вынуждена была провести, чтобы не пустить на трибуны массы людей в футболках, на которых форварду предлагалось идти в популярном в России направлении.
При этом нападающему сборной свиста досталось если и меньше, чем некогда полузащитнику Владимиру Быстрову, тоже в свое время поигравшему за «Спартак» (при этом будучи плоть от плоти питерцем, что усугубляло вину), то явно не намного. И то ли еще будет, особенно если Артём так и не начнет забивать…
В этом матче он не только не забил сам, но и в подыгрыше не блистал: большинство его скидок не находили партнеров (игра «Зенита» под Дзюбу пока явно не заточена — и не очень понятно, будет ли заточена вообще).
А запомнился больше всего тем, когда попытался обокрасть голкипера «Локо» Гилерме, бросившего мяч перед собой на поле и не видевшего поначалу притаившегося форварда. Лет семь назад — тоже, кстати, в матче против «Локомотива» и тоже за Суперкубок! — Андрею Аршавину удалось в подобной ситуации наказать вратаря Ивана Левенца.
Но Дзюба — далеко не такой ловкач, добился только свободного удара (Гилерме мяч накрыл после того, как почувствовал опасность, что правилами запрещено), после розыгрыша которого Халк пробил в «стенку».
Да, я сказал «Халк», вот и до него добрались. Бразилец тоже принимал участие в матче, хотя забить сумел только в серии послематчевых пенальти — в отличие от угодившего в штангу зенитовца Шатова, пробивавшего а-ля Паненка, но попавшего в перекладину Григорьева из «Локо», и Чорлуки, главного антигероя вечера, несильно катнувшего мяч в руки вратарю «Зенита» Лодыгину.
…А вот про Аршавина вспомню еще раз.
Потому что про него, как и про друга-партнера его Сашу Кержакова, хорошо помнят зенитовские фанаты, притащившие на трибуну баннер с их изображениями и слоганом «Ребята с нашего двора». И распевавшие периодически одноименную песню «Любэ» на стихи замечательного поэта Саши Шаганова, игравшего, кстати, по молодости в футбол — и неплохо — на позиции стоппера.
А вот беспардонно выжившему их из команды португальскому тренеру Андре Виллаш-Боашу песен не досталось — только свист.
Не такой, конечно, пронзительный, как в случае с Дзюбой. Но — это еще команда, как говорят в футбольном мире, отскочила, сравняв счет с сомнительного штрафного незадолго до конца основного времени и победив затем в серии пенальти.
А что будет в случае поражений — пускай даже не в чемпионате России, а в Лиге чемпионов, что вполне вероятно?
Третий вывод: Виллаш-Боаш снова жалуется. Долго ли его будут терпеть?
Да, португалец после игры вышел к журналистам с любимым тезисом: дескать, лимит «6+5» (то есть не более 6 легионеров на поле) убьет российский футбол. И разве что не прослезился при этом, хотя вид у него был такой, что мог бы разжалобить пассажиров питерского или московского метро похлеще любых профессиональных нищих.
Мало того что тезис сам по себе спорный (хотя я с ним частично согласен, лимит, который, очевидно, будет принят Российским футбольным союзом, дурацкий; впрочем, предлагаю, наоборот, число иностранцев уменьшить).
Но ведь на этой самой системе «6+5» настаивает, как должно быть известно Виллашу и даже Боашу, вовсе и не РФС — а непосредственно фактический владелец «Зенита» Алексей Миллер. Зачем ему это надо — другой разговор (может, чтобы показать Главному Болельщику России, что он печется об интересах сборной перед ЧМ-2018), но ведь настаивает же.
И, думается, еще пара таких выступлений — и дни Виллаш-Боаша в «Зените» могут быть сочтены.
Им ведь и так не очень довольны из-за слабых результатов в Европе и детских, как считают многие знающие люди, тренировок (а чуть ли не единственный его плюс — союз с главной звездой, Халком, сложившийся еще в «Порту»). А тут еще отставка Аршавина и Кержакова вистов в городе португальцу, как мы уже с вами вспоминали, явно не добавила.
Другой вопрос: не сам ли Виллаш-Боаш разрыва контракта добивается?..