Плата за молчание Фабио Капелло

Уволить его хочется. Но страшно

Уволить его хочется. Но страшно

Виделся я тут на днях с одним из тех подневольных юристов, которым выпало несчастье сопровождать с российской стороны футбольную «сделку века» — контракт Фабио Капелло с Российским футбольным союзом. Право, жаль человека — он со всех сторон выглядит идиотом в профессии, а у него всего лишь было жесткое указание сверху: любыми путями «подписать» этого итальянца, казавшегося тогда нашему министру спорта величайшим тренером. Идти на какие угодно уступки, лишь бы ВИП-билет Москва—Милан был куплен не на ближайший после переговоров рейс, а через несколько дней — уже после торжественного подписания.

Кстати, чего уж такого сверхъестественного просил Капелло у РФС летом 2012 года? Зарплату на уровне своих предшественников, Гуса Хиддинка и Дика Адвоката, то бишь не меньше семи миллионов евро в год, — его сын-юрист первым не понял бы, если бы папа в этом ключевом вопросе вдруг продешевил. Контракт был заключен на недолгие два года, и вовсе не итальянский тренер выступил инициатором его пролонгирования зимой следующего года, когда Фабио только-только вывел российскую сборную в финальную часть чемпионата мира. А поскольку она туда последние 12 лет попасть категорически не могла, наших спортивных начальников охватила такая эйфория, что они переподписали Капелло еще на четыре года — до окончания домашнего чемпионата мира-2018. Кто ж из них мог тогда предвидеть, что мэтр со своей командой провалится сначала в Бразилии, а затем и вовсе перестанет выигрывать у кого-либо, кроме Лихтенштейна в официальных встречах и Белоруссии — в товарищеских…

И теперь, когда все подробности контракта итальянского специалиста были выложены у нас в открытом доступе (что вообще-то является вопиющим нарушением прописанной в том же документе конфиденциальности), г-н Мутко и его ближайшее окружение неуклюже пытаются подвинуть Капелло к отставке «по понятиям»: слышь, дон Фабио, ну ты ж нам все завалил, давай двигай отсюда по-хорошему, а?.. — им можно посоветовать только еще раз перечитать составленный ими же текст, где нет ни единого слова ни про ответственность нанятого тренера за результат, ни тем более — про совесть, зато очень четко прописан размер неустойки в случае разрыва по инициативе работодателя: вся сумма до конца действия контракта.

Когда Капелло слегка устает от напоминаний про совестливость, которой он должен вроде бы, по нашим представлениям, обладать, то невозмутимо напоминает, что после чемпионата мира ему не выплачивали оклад-жалованье аж восемь месяцев — нету, говорили, в кассе РФС таких денег, самим бы на зарплату наскрести, — и он работал бесплатно, никому, кроме сына, не жаловался, да и тому — негромко. И вообще, не надо меня совестить: не нравится моя работа — дайте денег, что прописаны, и до свидания.

Но тут ведь что надо понимать: Хиддинк с Адвокатом были у нас в стране нечастыми гостями (как любил говорить Виталий Мутко, лишь бы результат давал, а там пусть хоть по телевизору тренирует) и в кухню нашу футбольную особо не вникали. И так все понятно: если выиграли — то ясно ведь, благодаря кому, а коли проиграли — до того бездарные у вас здесь футболисты, что даже я, великий и ужасный, ничего с ними достичь не сумел. У Капелло же прописано количество дней пребывания в России на каждый контрактный год (якобы для более глубокого погружения в тренировочный процесс, в действительности же — для уплаты налогов у нас, а не в Италии, где они намного увесистее) — и благодаря этому он, что называется, в теме. Слишком много знает он, этот коварный дон Фабио.

Знает, как на самом деле тяжело России отбивать становящиеся все более частыми попытки лишить ее чемпионата мира.

Знает всю убогость нашей футбольной инфраструктуры в глубинке.

Знает все наши схемы оплаты труда иностранных спецов — и уж, конечно, знает, кто из отказавших ему в довольствии после прошлогоднего фиаско в Бразилии олигархов спрятался за безликим словосочетанием «целевой источник».

И если попытаться как-то уменьшить его двадцатимиллионную неустойку — то ведь никто и ничто не помешает ему поделиться этими знаниями со всем прогрессивным человечеством: гонорар от такой познавательной книжки гарантированно перекроет Капелло все возможные финансовые потери при разрыве контракта с РФС.

Но еще страшнее, что эти «приключения итальянца в России» Фабио может с чистой совестью, если она у него все-таки имеется в наличии, опубликовать и по получении всей причитающейся суммы: ребята, вы же распечатали весь мой контракт до последней запятой — так с чего мне еще раз не заработать на вашей беспросветной глупости?!

Выход, однако, есть. Первым на территории Восточной Европы этот метод в начале века применил владелец донецкого «Шахтера» Ринат Ахметов, когда в его клубе не заладились дела у тренера Невио Скалы — что характерно, тоже итальянца. Ахметов отправил его в отставку, но обязался платить месячными траншами все до конца, в случае если Скала не скажет за этот период о клубе Ахметова ни одного худого слова. Как только оно прозвучит, финансовые отношения моментально прерываются. Невио принял правила игры — и получал деньги до тех пор, пока однажды не выехал на тракторе за пределы своей тосканской табачной плантации, доехал до ближайшего почтового отделения и расписался в получении телеграммы: «Поздравляю окончанием контракта ахметов». При этом послание бывший босс тренера благородно оплатил сам.

Тем же способом совсем недавно рассчитывался со своим бывшим тренером — и опять ведь итальянцем! — «Зенит». Говорят, что Лучано Спаллетти был одним из самых преданных болельщиков питерской команды в минувшем сезоне: ему же полагался бонус за чемпионство, и он его получил.

Так что если наши верхи, от кремлевских до футбольных, хотят, чтобы Фабио Капелло еще больше не подорвал престиж России в канун чемпионата мира-2018, нужно его уволить, но платить — продолжать, назначив для этого несколько «целевых источников».

Нет, ну как это у нас все по-русски: почти год после Бразилии пресловутые восемь евромиллионов не платил Капелло уже бывший президент РФС Николай Толстых, чей должностной оклад составлял в месяц 120 тысяч рублей «грязными», а теперь 88-летний и.о. президента Никита Павлович Симонян должен будет объявить Капелло, справившему на днях свой 69-й день рождения: давай-ка ты, Фабио, на пенсию — и три ближайших года гарантированно будешь самым высокооплачиваемым пенсионером в мире…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру