В одной шикарной книге Рэя Брэдбери, а именно «451 градус по Фаренгейту», практически в самом начале встречается диалог двух персонажей: Монтэга и Клариссы. Так вот последняя говорит: «Вы видели на шоссе за городом рекламные щиты? Сейчас они длинною двести футов, но когда-то были — всего двадцать. Рекламы со временем пришлось удлинить, потому что теперь автомобили несутся по дорогам с огромной скоростью, и их никто бы не успевал прочитать».
Именно эта цитата плотно осела у меня в голове по дороге из аэропорта в отель в Рабате. Сейчас у нас еще не то самое будущее, описанное в произведении, машины так быстро не мчатся, но даже если бы это было так — маленькие рекламы не потерялись бы. Их было настолько много, что они просто бы соединились в одну композицию предстоящего турнира - «Мастерс» в Марокко. Тогда ясно и стало, что к первым подобным соревнованиям по дзюдо на территории африканской страны подготовились как надо.
Позже это отметит и олимпийский чемпион Тедди Ринер, но обо всем по порядку.
***
«Какой-то завтрак тут не спортивный!», - с такой фразой заходит в столовую Кирилл Денисов и спокойно садится к нам за столик. Во время беседы царит атмосфера отдаленная от каких-либо нервов, как будто меньше чем через сутки и не выходить на татами.
И тем сложнее мне было через считанные часы оказываться внутри арены, где уже вовсю кипел первый день соревнований. В том числе борьбу за медали вели россияне — Наталья Кузютина, Денис Ярцев и Ирина Долгова.
Вскоре — новое испытание для нервов. В микст-зоне не оказалось телевизора. А спуститься туда пришлось, чтобы ожидать исхода финальной схватки Кузютиной. В соперницы ей досталась японка Хашимото и до этой очной ставки у них по встречам было абсолютное равенство: по 4 победы.
Трибун практически не было слышно. В щелочку от штор, которые вели к татами, едва можно было уловить хоть какие-то действия спортсменок. И полная загадка от того, чем же все в итоге закончится.
Первой после поединка выходит Хашимото. Смотрю на нее — и все больше продолжаю нервничать. Ее лицо не выражает ровным счетом ни-че-го. Проходит секунд 10 напряжения как вдруг... Она разразилась громким плачем. Конечно, радоваться от таких негативных эмоций одних — плохо, но я не удержался. Есть первая золотая медаль у сборной России! Вскоре показалась и довольная Кузютина...
– Со всеми было тяжело, на всех приходилось настраиваться, но финальная схватка — на то и финальная. Начала я неплохо, прежде всего тактически: сделала бросок, после чего удерживала преимущество. Правда, концовку смазала. Конечно, не обошлось без ошибок, по победе я очень рада — она для России!, - сказала радостная победительница.
Победное начало соотечественницы поддержал и Денис Ярцев, завоевавший «золото» в весовой категории до 73 кг, а бронзовым призером у женщин в весе до 48 кг стала Ирина Долгова.
***
Второй день таким урожаем для россиян, к сожалению, не отличился. Но посмотреть все равно было на что.
Как минимум на 12-летнего принца Мулай Хассана, наследника марокканского престола, который приехал понаблюдать за соревнованиями. И от этого уже началось счастье одних и беды других.
Ради высокопоставленного гостя, привычный регламент был нарушен. Финальные схватки начались с супертяжелой весовой категории и шли по убывающей, а не наоборот, как обычно происходит. В итоге, в относительно раннее время, примерно в 5 часов, переполненный стадион увидел триумф Тедди Ринера, встретив и проводив его зашкаливающими децибелами.
Единственный спортсмен из России в весе свыше 100 кг, Ренат Саидов, до именитого француза не добрался и был вынужден бороться только за «бронзу». Но, к сожалению, отпраздновать победу в малом финале ему не удалось из-за перебора предупреждений...
– Конечно, после этого турнира эмоции не самые лучшие, - делится впечатлениями с «МК» Ренат, - Я рассчитывал на большее. Ругаю себя за то, что проиграл голландцу Мейеру. Должен был выходить в финал, а на деле в очередной раз ошибся с схватке с ним. Но, так получилось. Как говорит главный тренер, все это для нас тренировки. Впереди большие старты: чемпионат мира и Олимпиада. Но все равно, хотелось «тренировку» закончить с медалью! А с другой стороны, наоборот, проигрыш послужит только еще большим стимулом.
– Расскажи о крайней схватке, с японцем Шичиноэ.
– Вроде все было на равных, но судья в один момент почему-то принял сторону моего соперника. Я вообще не понимаю, как его можно было ставить на наш поединок: он хоть и из Бразилии, но японец. За что дали мне первое замечание, я не знаю. И никто не знает! Второе было обоюдным, третье якобы за стягивание. Но с первого раза за такое не дают предупреждение! А четвертое... Я проиграл захват и, чтобы сорвать его, мне пришлось нырять, по другому не получилось бы. Считаю, что я заслужил два замечания по ходу этой схватки, но никак не четыре.
– И стоит ли нам уповать на судейские ошибки?
– Нет. Виноват в первую очередь я сам. Будем работать. Хорошо, что это произошло сейчас, а не позже, на более крупных турнирах.
– Как считаешь, чего тебе не хватило на этих соревнованиях?
– Сам себе если задам этот вопрос — не смогу ответить. Все было нормально, единственное — не в самой лучше форме, так как в Турции были под большими нагрузками, и потом я еще не совсем восстановился после болезни. Но я не могу сказать, что мне что-то мешало.
– Может, иногда дело в психологии? Тедди Ринер вот сказал, что выходя на схватку, заранее знает, что выиграет...
– Каждый спортсмен когда выходит на татами хочет победить, иначе зачем выходить? Да, Тедди можно выделить, у него большой опыт за плечами, отличные результаты. Но ковер все покажет, дождется ли Ринер моего ответа!
А вот одним из тех, кому приезд принца помешал, стал Иван Нифонтов. Из-за смены местами весовых категорий, он вышел на финальную схватку с японцем Таканори Нагаси намного позже, нежели предполагалось. Но в конкурентной борьбе, под достаточно неожиданные крики с трибун «Ваня, Ваня!», которые напрочь заглушили внушительную делигацию японских болельщиков, Нифонтов уступил.
– По ходу «Мастерса» были и положительные моменты, и отрицательные. Рад тому, что удалось пройти первого номера мирового рейтинга, грузина Чрикишвили. Но заканчивать турнир поражением — совсем не позитивно! Есть куда расти, теперь больше буду думать о сопернике по финалу.
– Какая была установка на встречу с Нагаси?
– Были определенные задумки, и в целом я попытался их выполнить. Был близок, но оставался без оценки, к сожалению. Плюс меня эмоционально выжал полуфинал с Чрикишвили, очень хотел победить его. Не именно здесь в Марокко, а как задел на будущее, чтобы почувствовать его. Как выяснилось, выигрывать можно и нужно. Теперь будем и к другим людям ключики искать!
– Слышал поддержку с трибун?
– Конечно! Но я больше концентрировался на происходящем на татами.
– Ты сказал, что заканчивать турнир проигрышем — плохо. Но, тем не менее, у тебя есть серебряная медаль. Скажи, а завершить выигранной «бронзой» - разве лучше?
– Вторым ты становишься. А бронзовую медаль выигрываешь. Это чисто психологический момент. На какой ноте уезжать с турнира, на позитивной или негативной.
***
В конце книги, упомянутой в самом начале, главный герой и еще несколько странников, отправились дальше по своему пути, держа в голове содержания книг. Каждое противостояние — будь то Нифонтов — Нагаси, Кузютина — Хашимото и еще множество подобных, это, по сути, отдельная книга. И вот держа в голове уже свои сюжеты, можно отправляться в путь дальше, который в итоге приведет в Рио-де-Жанейро, на Олимпиаду. И вот уже там надо будет становиться главными героями. Совсем других книг.
Рабат, Марокко.