Впрочем, то интервью в послематчевой суете получилось, конечно, на злобу дня — а в это воскресенье в Москве, куда трижды лучший футболист мира (1996, 1997, 2002 гг.) прибыл по приглашению pokerstars.net (встретиться с победителями конкурса среди российских фанатов) и championat.com (отметить 10-летие сайта), пообщались уже пообстоятельнее. За чашкой чая (у меня) и бутылкой минералки без газа (у великого бразильца) и лучшие голы супербомбардира вспомнили, и предстоящий в России ЧМ-2018 обсудили, и даже поговорили наконец-то о том, почему его всё-таки назвали Роналдо...
— Наше интервью в Японии было на фарт, как говорят у нас в России: вы победили на мундиале!
— Надеюсь, и этот разговор принесет мне удачу, — засмеялся Роналдо. — В покере. Теперь ведь это моя главная страсть.
— Но, если позволишь, начну все-таки с футбола. И с хоккея. Тем более сегодня (разговаривали мы, напомню, в воскресенье, 17 мая. — А.Л.) у нас финал хоккейного чемпионата мира Россия—Канада и главное московское дерби «Спартак»—ЦСКА, это почти как «Милан»—«Интер»...
— Когда матч? — вскинул брови домиком бразилец.
— ...Через 15 минут начинается — не успеем... Так вот: некогда еще один величайший бразильский футболист Пеле, который, как и ты, стал победителем мундиаля аж в 17 лет, сказал одному из моих коллег: «Вы станете чемпионами мира по футболу, только когда Бразилия выиграет чемпионат мира по хоккею».
— По хоккею? — переспросил Роналдо.
— Да, на льду, — на всякий случай уточнил я, ведь в Бразилии популярен другой хоккей, на роликах.
— Ну-у-у-у, — блеснул такой знакомой миллиардам болельщиков оскалистой улыбкой бразилец, — ни в коем случае не надо воспринимать слова Пеле всерьёз. Он в своих прогнозах очень часто ошибается, так что у России всё же есть шансы выиграть футбольный чемпионат мира.
— Да, я тоже замечал, что пророк из него никудышный. Чего стоит только прогноз насчёт... победы Колумбии на ЧМ-1994. Или скорого триумфа на мундиале африканской сборной, которого мир всё никак не дождется.
— Я думаю, он делает это намеренно. Да-да! — огорошил меня Роналдо. — Понимаешь зачем? Когда ты говоришь банальные вещи, внимания же особо не привлечёшь. А давая такие необычные прогнозы, Пеле заводит полемику.
— Но тебя, я так понимаю, заводят больше нынче не такие вещи, а покер.
— Да, сейчас это моя главная страсть! — видели бы вы, как загорелись его глаза. — После завершения карьеры мне ощутимо не хватало адреналина, который я получал благодаря футболу. Нашёл это в покере.
— А когда был футболистом, играл в карты?
— Разумеется, — даже удивился моему вопросу Роналдо. — Конкретно покер полюбил, ещё когда в «Интере» был... А что ещё делать в свободное время или когда на сборах перед игрой сидишь? Нет, можно иногда порубиться, конечно, в игровую приставку — в тот же футбол.
— Мне, кстати, всегда было интересно: футболисты такого уровня, как ты, играют сами за себя? Или предпочитают брать другие команды?
— Ха, по-разному бывало... — задумался бразилец. — И так, и эдак. Для меня это, если честно, не принципиально.
— Ещё что давно хотел у тебя узнать: почему на чемпионате мира-2002 ты сделал такую необычную причёску? Весь обрит наголо, как я сейчас, но при этом небольшая челка спереди оставалась...
— Ты и про это помнишь? Молодец! — похвалил меня Роналдо.
— Как и все твои фанаты, которых в России много!
— На удачу я это сделал, конечно... — пояснил он. — И есть ещё одна причина. Если помнишь причёску — наверняка не забыл и то, сколько я не играл из-за травм перед тем чемпионатом мира. Больше года! И, разумеется, вся Бразилия (у нас это в порядке вещей) тогда обсуждала, буду ли я прежним Роналдо, смогу ли показать на мундиале свой уровень или ехать мне туда даже не надо. Вот чтобы переключить внимание людей с моей игры на мой внешний вид, задать, как сейчас модно говорить, новый тренд, я и поработал над имиджем... Закончилось всё просто супер: победный гол в полуфинале, два мяча в финале, золотые медали и звание пентакампеонов (5-кратных чемпионов мира. — А.Л.). А потом сразу ещё с «Реалом» стал победителем Межконтинентального кубка и чемпионом Испании.
— Да, интересно, а что ты в личном рейтинге поставишь выше: какой-либо из голов в том финале с Германией или мяч, который ты забил лет 20 назад «Компостеле», протащив его с чужой половины поля?
— Как это — выше? — впервые за весь разговор бразилец даже не сразу понял вопрос. — А, ну так неужели непонятно? Мячи в ворота Оливера Кана — самые важные в карьере, а гол «Компостеле» — самый красивый.
— А ты все свои голы помнишь вообще? Меня московские интересуют... Скажем, мячи «Спартаку» в полуфинале Кубка УЕФА на отвратительном тогда поле стадиона «Динамо» или гол в ворота сборной России на заснеженном «Локомотиве»...
— Против «Спартака» хорошо помню второй гол, — оживился Рони. — Тогда я удачно сыграл в стенку с Иваном Саморано, вошел в штрафную, обыграл вратаря и поразил пустые ворота. А вот Россия—Бразилия в Москве? Вообще не помню такой игры. Давно была?
— Почти 10 лет назад — в 2006-м. Ещё спорили все: рукой ты забил или нет?
— Хм... — задумался бразилец. — Нет, не припоминаю. Надо будет в Интернете поискать.
— Ну, у тебя голов было столько, что всех не упомнишь, само собой! Трофеев тоже много. Какие для тебя самые важные — из командных и индивидуальных?
— Конечно, особенные — победы на чемпионатах мира. В 1994 году и в 2002-м... — наверняка Роналдо об этом спрашивали не раз, поэтому над ответом он не думал — выдал его как из пулемета. — А индивидуальными призами, честно, я не особенно горжусь. Всё же это футбол — командная игра. Тут, как ни банально прозвучит, один человек победу не принесёт.
— В этой связи тебе, наверное, смешно слушать споры, кто круче — Лео Месси или твой почти тезка Криштиану Роналду?
— Да оба крутые, разумеется, — улыбнулся бразилец. — Один сезон получается лучше у аргентинца, другой — у португальца. Когда кто-либо из них берет «Золотой мяч», радуюсь и за того, и за другого. Оба дарят людям радость своим футболом — это же главное. Хотя чемпионат мира ни один из них не выигрывал, правда?
— Сам думал об этом сказать. А вот что ещё всегда хотел у тебя выяснить — это тайну происхождения твоего имени. Была даже легенда, что тебя назвали в честь символа одного из ресторанов быстрого питания...
— Ну, конечно, это не так, — рассмеялся Рони. — Просто Роналдо — так звали акушера, который принимал у мамы роды. Они сами по себе были непростыми — а ведь ещё в Бразилии было очень тяжело получить медицинскую страховку, а этот человек нам помог. Вот в благодарность мама и назвала меня в его честь.
— Мы с тобой уже говорили про то, на каких ужасных полях тебе приходилось играть и забивать в России. Кто-то даже сказал, помню, что-то из серии: вот смотрите, качество газона ведь не так уж важно, Роналдо забивает на любом покрытии — и на песке, и на снегу, ему всё равно, на чем играть, класс есть класс...
— Что ты! — решительно запротестовал легендарный форвард. — Что ты! Качество поля — это очень важно! Очень! Без этого не бывает красивого футбола! Когда я возглавлял оргкомитет чемпионата мира-2014, что состоялся в Бразилии, я настоял на том, чтобы 1 процент бюджета (пусть звучит скромно, но это были приличные деньги, поверь) пошёл на газоны. И этот 1 процент оказался важнее остальных 99 — не только сам мундиаль прошел на отличных полях и оказался таким зрелищным, но и теперь бразильские клубы могут ими пользоваться.
— Тогда хотелось бы, чтобы ты донёс эту мысль до оргкомитета ЧМ-2018, который примет Россия...
— Думаю, у вас и так это понимают, — в очередной раз одарил фирменной улыбкой Роналдо. — Но если что, конечно, пусть обращаются. С удовольствием передам России свой опыт...