– Предлагаю начать со свежих результатов, а именно поговорить о Лиге Европы. Удивляет ли вас то, что в финале этого турнира будет играть «Днепр» из Украины?
– Совершенно нет. Украинский футбол в последние годы прогрессировал, как на уровне национальной сборной, так и на уровне юношеских команд. Ведущие клубы страны - «Шахтер», киевское «Динамо» и «Днепр» - финансируются в том же объеме, что и лидирующие команды в России. А футбольная школа Украины и в советские времена всегда воспитывала значительное количество выдающихся футболистов. Поэтому для меня нет ничего удивительного, что и «Шахтер» в последние годы, и «Днепр» в этом сезоне успешно выступают на международной арене.
– Николай Толстых — добро или зло российского футбола?
– Это тот случай, когда одним словом и не отвтеишь. С точки зрения спортивных результатов — добро. С точи зрения взаимоотношения с субъектами футбола — зло. Имею ввиду то, что он испортил отношения с клубами, с лигами, с Капелло, с министром спорта он не очень дружит... В личностном плане у него достижений нет. Не случайно же весь негатив создался.
– Есть ли хоть один шанс из миллиона, что ЧМ-2018 пройдет в Краснодаре? В случае, если какой-то другой город не выполнит требуемые условия.
– Ну, один из миллиона есть! Конечно, всякий форс-мажор может быть, где-то что-то может случиться. И при этом Краснодар всегда будет готов подстраховать. Такой вариант теоретически предусмотрен.
– Кого бы вы хотели видеть во главе РФС?
– Дело в том, что сейчас рано об этом говорить. 31 мая будет конференция, которая либо поддержит решение исполкома о досрочном снятии полномочий с Николая Толстых, либо наоборот. И сегодня обсуждать это некорректно.
– Должен ли быть лимит на легионеров и какой?
– На самом деле, меня саомго уже запутали с этим лимитом! Я был сторонником классического лимита, который в свое время утвердил конгресс ФИФА, при моем участии: «6+5». Шесть местных воспитанников и пять легионеров. Мне кажется, именно к такой схеме нам надо вернуться.
– Ваше мнение о программе Валерия Газзава по развитию футбола?
– Хорошая программа, я с ней знаком и неоднократно прочитал. Но меня там не все устраивает. Например, расширение Премьер-лиги до 18 команд. Это абсолютно нереальная вещь, у нас нет для этого вообще ничего: ни футболистов, ни стадионов, ни денег. У нас сейчас половина команд имеет задолженности перед футболистами. Куда же еще больше разводить нищету? Для России 16 команд — оптимально. Во-вторых мне не нравится, что Газзаев хочет ликвидировать второй дивизион. Потом, не получится убрать государственную поддержку футбола. Но во многом он пытается найти правильыне пути решения проблем.
– Как вы считаете, смогут ли когда-нибудь крымские клубы играть в российском чемпионате?
– Я бы ответил так, как ответил Путин: вопрос признания Крыма — вопрос длительный и нудный для международного сообщества. А футбол только его часть. Конечно же, если бы Украина дала добро, то все вопросы сами собой разрешились бы. Но в ближайшее время такого решения точно не будет. Поэтому думаю, что УЕФА нашел правильный компромисс, с образованием отдельной зоны, где будет развиваться футбол. И именно этим надо заниматься: развивать футбол в регионе.