За эти 40 дней много сказано об Арканове, состоялась не одна телевизионная передача, посвященная ему как писателю. Но Арканов был и человеком, близким к шахматам. Сильный первокатегорник, чемпион Центрального Дома литераторов, позднее председатель Шахматного клуба ЦДЛ. Арканов немало писал о шахматах, вместе с Юрием Зерчаниновым они придумали забавную книгу «Сюжет с немыслимым прогнозом», в которой рассказали, как сами участвовали в борьбе за титул чемпиона мира, в марафоне между Г. Каспаровым и А. Карповым…
Замечательная книга Салли Ландау, жены Михаила Таля, «Любовь и шахматы» (элегия Михаила Таля) также родилась благодаря писателю. Ее подзаголовок «История одной любви, литературно изложенная Аркадием Аркановым». Он специально летал в Бельгию, чтобы подробно побеседовать с Салли о ее гениальном муже. Обе эти книги пользуются успехом у шахматных читателей, не раз переиздавались.
Арканов охотно посещал шахматные мероприятия, которые проводились в Москве: супертурниры, поединки за корону, шахматные «тусовки». Не раз бывал в гостях у «МК», был участником наших веселых турниров по шахматным поддавкам, которые в течение 15 лет проводились в День смеха 1 апреля. Его всегда ждали, интересовались, будет ли Аркан, как его ласково называли, а если он по каким-то причинам отсутствовал, то градус веселья и смеха заметно снижался. Корреспонденты «МК» часто встречались с ним, он охотно давал интервью, беседовал.
Вот две веселые шахматные истории, героем которых является Аркадий Арканов.
Плагиат
Когда Арканов в конце сороковых годов прошлого столетия впервые увидел Пауля Кереса, «вечно второй» поразил будущего писателя своей безупречной внешностью и такой же интеллигентностью. Но особый след оставила эффектная прическа гроссмейстера: его аккуратный пробор с левой стороны был идеален. И уже в тринадцать лет Арканов стал шахматным плагиатором: завел себе точно такой же пробор, как у Кереса, и до конца жизни не менял прически. Правда, последние годы она была не столь пышная.
Истинный победитель
Как известно, первый поединок Карпов - Каспаров был прерван президентом ФИДЕ Кампоманесом без объявления победителя. Однако победитель в нем все-таки был - это Аркадий Арканов. Вот как происходило дело.
Арканов написал острую критическую статью о незаконной остановке матча. Ситуация была напряженная, и все московские редакции дружно отказались ее печатать. Но один знакомый журналист из Эстонии взялся «пробить» в Таллинне откровенное мнение писателя. Он попросил прислать рукопись. Арканов пошел на почту и отправил материал, а заодно купил десять билетов модной тогда лотереи «Спринт». Вскрыв один из билетов, он прочитал: «Автомобиль марки «Волга». Вот как замечательно закончился для него этот незаконченный марафон. Сомневаюсь, что Карпов и Каспаров получили за него что-нибудь соизмеримое с «Волгой», которая расценивалась тогда примерно так же, как шестисотый «Мерседес».