В нем УЕФА будет опираться на показания арбитра из Германии Дениза Айтекина, обслуживавшего игру, делегата от организации, а также на видеозапись и фотоотчеты. Делать прогнозы, похоже, бессмысленно. Вилки в законе нет: причинение вреда здоровью участников матча и необеспечение безопасности на стадионе означает «технарь» со счетом 0:3 для черногорской сборной. И не важно при этом, подает ли Российский футбольный союз протест или нет.
Уже известно, что пиротехнику на поле швырнул местный болельщик Лука Лазаревич, который, по сообщению местной прессы, добровольно сдался полиции и дал показания, согласно которым он действовал «не прицельно», а просто хотел обезопасить себя и окружающих от ожогов и отравления дымом. Правду говорит любитель футбола или лукавит — мы никогда до конца не узнаем. Следующим предметом, поставившим крест на игре, стал нож (по другим сведениям, зажигалка), попавший в Дмитрия Комбарова. Футболист московского «Спартака» не пострадал, а ведь все могло обернуться иначе! В таком случае, о чем делегат УЕФА в течение получаса под трибунами совещался с вышестоящими инстанциями (по слухам, с самим главой организации) и почему вопреки уставу команды снова вывели на поле? Получили гарантии безопасности? Или решили не портить большой футбольный день Европы в свете недавней победы Мишеля Платини на выборах президента?
В российском футболе, где полным-полно спорных решений, аналогичный инцидент был трактован однозначно. 17 ноября 2012-го на матче ЧР между «Динамо» и «Зенитом» петарда травмировала ухо и обожгла роговицу глаза вратарю Антону Шунину. Игра была сразу прекращена, «Зениту» присудили техническое поражение.
Или вот нынешний европейский отбор, который уже «прославился» событиями на матче команд Сербии и Албании. 14 октября 2014 года на стадионе «Партизан» в Белграде произошли беспорядки, которые спровоцировал оскорбительный баннер в адрес хозяев. Сербские болельщики устроили потасовки на трибунах, бросали файеры, выбегали на поле. Албанская сборная отказалась продолжать встречу. Что решил УЕФА? Наказать обе стороны: албанцев — техническим поражением, сербов — лишением 3-х очков за победу на бумаге. Плюс оштрафовать обе футбольные ассоциации на 100 тысяч евро.
Проблема в одном: балканский игровой командный спорт вообще отличается взрывным темпераментом болельщиков. Не отстают от стран бывшей Югославии греки, турки, а также израильтяне. Автору этих строк нередко доводилось посещать баскетбольные матчи в той же Сербии, и по голове доставалось не раз. Град обесцененных монет с трибун, летящие зажигалки и даже мобильные телефоны — нормальная ситуация в местных дворцах спорта. Досмотр зрителей на входе ничего не даст: эти предметы не входят в категорию запрещенных. После окончания финала Кубка УЛЕБ (в 2006 году — второй европейский клубный приз в мужском баскетболе) в нейтральной Бельгии между греческим «Арисом» и московским «Динамо» (оно победило) я вышел на площадку, когда рядом со мной на паркет обрушилась бутылка из-под шампанского, брошенная со второго яруса. Осмотрев 3-сантиметровую вмятину в покрытии, я осознал степень везения.
Никаких противоречий в отношениях черногорцев и россиян искать не надо. Их просто нет. Как глубинных, так и поверхностных. Футбольная сборная этой страны еще не добивалась серьезных успехов, в отличие, скажем, от гандбола или водного поло — национальных видов спорта. В предматчевых прогнозах местные СМИ единодушно ставили на победу России, а после случившегося признали: «Давайте смотреть правде в глаза!»
Но неприятный осадок остался. В минувшие выходные как в российских электронных изданиях, так и на различных форумах только и говорилось, что о перспективах технической победы сборной России. А о том, что команда в очередной раз играла неуверенно и временами просто тоскливо — ни строчки. На войне, конечно, все средства хороши, но неужели по-другому побеждать национальная сборная России по футболу уже не может? И тогда зачем, скажите, ей Фабио Капелло за 8 миллионов в год?
Читайте материал: Черногория — Россия: давайте перестанем притворяться жертвами