- Андрей, бесплатная юридическая помощь предоставляется болельщикам с седьмого тура этого сезона, верно?
- Верно, именно с седьмого тура чемпионата мы запустили совместный проект с РФПЛ.
- До этого вы уже работали на футболе. Сколько длилось ваше сотрудничество с московским «Спартаком»? И какую помощь получали болельщики клуба?
- В дни матчей мы чаще всего давали юридические консультации по административному, миграционному праву, закону о защите прав потребителей, по автомобильной тематике. Со «Спартаком» работать начали в 2013 году и продолжали вплоть до старта сотрудничества с РФПЛ. Сейчас болельщики «Спартака» получают полноценную юридическую поддержку наравне с поклонниками других клубов.
- Насколько активно спартаковцы к вам обращались?
- В среднем было по 7 обращений в каждом туре чемпионата.
- Ваши юристы помогали спартаковским фанатам после игры в Ярославле? (Во время кубкового матча с «Шинником» 30 октября 2013 года на стадионе произошли беспорядки, а на трибуне один из болельщиков вывесил свастику - «МК»)
- Да, болельщики звонили и консультировались. Мы оказывали им самое активное содействие. Давали инструкции и рекомендации как себя вести. Многих хотели привлечь к ответственности «за компанию». Дело в том, что сложившаяся административная практика такова, что прописанный в законе принцип презумпции невиновности фактически не действует. Этим руководствуются и сотрудники правоохранительных органов, привлекая к ответственности каждого, кто оказался не в то время, не в том месте. В своих консультациях мы пытались донести, что ответственность за совершенные противоправные деяния должна быть персонализирована, ни один гражданин не должен нести ответственности за действия третьих лиц. Около 10 человек потом обратились в компанию с благодарностью за то, что им удалось избежать привлечения к административной ответственности.
- Болельщику Роману Ефимову, вывесившему свастику, ваши юристы помогали?
- В этом деле наши специалисты не принимали участие. Обращения не было. Кроме того, компания выступает против проявлений экстремизма на стадионах. Действия по размещению подобной продукции на стадионе однозначно противозаконны. В соответствии с правилами поведения зрителей при проведении официального спортивного мероприятия запрещается проносить и использовать нацистскую и экстремистскую атрибутику.
- А если вспомнить историю в Казани, когда спартаковских болельщиц заставляли при досмотре снимать нижнее белье?
- Да, вот в этом случае люди к нам обращались за общими консультациями. Здесь важно отметить, что личный досмотр может производиться, если имеются основания подозревать человека в совершении административного правонарушения. Так, например, запрещается проносить и использовать на стадионе пиротехнические изделия. Если гражданин пытается пронести пиротехнику на стадион, то фактически совершает административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.31 КоАП РФ. Если у сотрудников полиции возникают обоснованные подозрения, что у гражданина имеется запрещенные к проносу на стадион предметы, и граждан с данными предметами пытается проникнуть на стадион, проведение личного досмотра будет являться законным.
- После того, как было заключено соглашение с РФПЛ, сколько звонков и просьб о помощи вы уже получили?
- В настоящий момент официально зарегистрировано 311 обращений болельщиков разных клубов. В первых турах обращалось по 3-4 человека, сейчас в среднем равняется 25 обратившихся за тур. Главное, что люди стали звонить не только тогда, когда случилась неприятность, но и для профилактики, чтобы узнавать в целом свои права. О точной статистике пока рано говорить, но стоит отметить, что конфликтных ситуаций на стадионе становится меньше. В основном вопросы возникают у групп болельщиков, которые выезжают в другие города. Все таки полицейские в регионах перестраховываются и часто необоснованно ограничивают права таких групп. Но и сотрудников правоохранительных органов можно понять - организованная группа из тысячи молодых человек для регионального центра это много.
- Самые распространенные поводы, по которым к вам обращаются болельщики?
- В основном это вопросы связанные с правилами поведения на стадионе, какие предметы можно с собой приносить, какие действия совершать запрещено. Много вопросов относительно полномочий сотрудников полиции. В последнее время стало поступать много звонков с вопросами относительно планируемого введения правила о проходе на стадион по паспортам и системе идентификации болельщиков. Важно отменить, что большинство звонков носят превентивный характер, то есть болельщики обращаются за несколько часов до начала матча, чтобы прийти на стадион уже подготовленными.
- Может, вспомните самые курьезные обращения?
- Таких, кстати, много! Например, возле стадиона полицейская лошадь наступила болельщику на ногу. Что делать? Или человека выгнали со стадиона за нахождение в нетрезвом виде, но он не пил! Еще болельщика задержали за то, что он кинул файер на поле. Но это был не он, просто стоял рядом с правонарушителем, и куртки у них были одного цвета. Как доказать, что кидал не он? Еще спрашивают, можно ли в грелке пронести алкогольные напитки на стадион. Однажды на общем экране показали, как один из болельщиков ковыряется в носу без его согласия, весь стадион смеялся. Он интересовался, будет ли это унижением чести и достоинства? Вот такой был запрос: если нецензурная лексика тренеров и игроков оскорбляет близко сидящих к полю болельщиков, то можно ли взыскать моральный ущерб с этих 22 миллионеров? Или после матча футболист кидал свои бутсы в качестве сувенира на трибуны своей команды и одним из них рассек голову ребенку: можно ли признать его виновным в причинении вреда здоровью? Спрашивают, можно ли привлечь к ответственности, если выбежать голым на поле, или можно ли потребовать компенсации с футбольной команды, которая своим проигрышем причинила нравственные страдания?
- Надо же, какие продвинутые у нас стали болельщики! Андрей, сначала вы консультировали только по телефону, но теперь юристы в специальных манишках будут дежурить на стадионах во время матчей, верно?
- Да, мы планируем опробовать такой подход на ближайших матчах. Мы проводили акцию «Стадион - наш общий дом», болельщики получали информационные материалы с напоминанием о правилах поведения на стадионе, была проведена викторина на юридическую тему. Был высокий интерес со стороны болельщиков, поэтому этот опыт мы планируем повторить.
- На горячую линию чаще звонят из Москвы?
- Большая часть - от московских клубов. Но они ведь и самые активные. Звонят они из разных городов, но клубная принадлежность не говорит о том из какого он города. Например, в Краснодаре возле отеля, где размещались футболисты «Спартака» во время выезда в Краснодар, по словам болельщиков дежурил наряд полиции, который останавливал всех с красно белой атрибутикой и требовал паспорта, чтоб записать их в рапорт. Один из болельщиков, который звонил и спрашивал законно ли все это. При этом по его словам он из Воронежа.
- Деятельность организации распространяется только на футбол, насколько я понимаю. Нет ли мыслей в перспективе заключить такое же соглашение с КХЛ? На хоккее тоже бывают казусы. Например, болельщиков «Сибири» задерживали за то, что они бросали бейсболки на лёд после хет-трика игрока своей команды. А ведь эта давняя хоккейная традиция...
- Традиция это хорошо, но закон важнее. В футболе, кидают зажигалки, монеты и иными подручные средства. Это неправильно. Мы предупреждаем об этом болельщиков. Благодаря стараниям службы безопасности РФПЛ и ее директора Александра Мейтина, на стадионах стоят современные системы видеонаблюдения, которые позволяют точечно выявлять бросавшего. Предметы хоть и маленькие, но ими реально можно причинить вред здоровью. А ответственность за это предусмотрена уже нормами не спортивного, а уголовного и административного законодательства. Совместная работа с РФПЛ – прекрасный опыт, который мы планируем переносить и на другие сегменты. Но для начала стоит «обкатать» все инструменты, а уж потом переносить этот опыт на хоккей и другие виды спорта.